Почта | Главное | Бизнес | Технологии | Медиа | Человек | Отдых и увлечения | Быт | Архив | Наша лента RSS

"Фестиваль регионов" в Верхней Австрии: квадратура круга на семь лет /архивная/

1. Выбранные места из пресс-релиза
 
"Во время проходящего каждое второе лето "Фестиваля Регионов" Верхняя Австрия отдается в распоряжение самых разных видов искусства. Проекты фестиваля ориентированы не на городские центры, а на провинциальные контексты; в фестивале полноправно участвуют местные жители.
 
Идея "Фестиваля регионов" в том, чтобы хотя бы на время вывести современное искусство из привычных ему столичных пространств. Для удаленной от столиц огромной зрительской аудитории появляется возможность воочию познакомиться с сегодняшним непривычным и многообразным искусством.
 
На берегах озера Аттерзее обнаруживаются изображения "Невидимых городов". Сельская молодежная община пробует себя в качестве организации, работающей с изобразительным искусством. Музыканты из Зимбабве устраивают музыкальное турне по Австрийским Альпам. Все это - эпизоды "Фестиваля регионов", понуждающего приглашенных художников, культуртрегеров, ученых и т. д. хоть раз учесть в их деятельности особенности какого-либо региона, а также проблему региональности вообще.
 
"Фестиваль регионов" связывает элитарную и популярную культуры, традицию и новаторство, тем самым указывая новые направления для децентрализованного синтеза искусств.
 
В 1999-ом году "самый сумасшедший фестиваль Европы" (как его назвал немецкий журнал "Шпигель") был полностью посвящен окраинностям и пограничьям - художественным, географическим и социальным. Его название можно перевести как "Маргиналии", "Окраины" или "Пограничные зоны". Здесь виден двойной смысл. Во-первых, большинство из 25 проектов фестиваля исследовали, с одной стороны, окраинные зоны художественного процесса, доставшиеся на долю регионов, с другой - проверяли применимость художественных навыков в социальном, "заграничном" для искусства поле. Во-вторых, фестиваль проходил в провинции, где художественная и культурная деятельность маргинализована и редко получает то внимание, которое заслуживает..."
 
2. Воображаемый разговор с Райнером Цендроном
 
Эту фиктивную беседу Райнер Цендрон вел сам с собой.
 
Цендрон - основатель и бессменный руководитель "Фестиваля регионов". Он преподает в Университете художественного оформления (г. Линц) и работает куратором Центра современного искусства Линца.
 
Проходящий раз в два года "Фестиваль регионов" живет уже семь лет - сейчас прошел четвертый по счету фестиваль. Фестиваль как таковой хорошо приняли и публика, и СМИ. И все же до сих пор неясно, как обозначить его статус, куда его приписать.
 
Этот вопрос мы ставили перед собой еще накануне первого Фестиваля, но не ответили на него до сих пор. С годами почему-то не умнеешь, и вопрос остался открытым. У Фестиваля нет образцов для подражания - есть только внятные цели. Фестиваль выработал новый подход к старым общественным проблемам: он децентрализован, он ищет разговора с как можно более широким кругом людей. "Фестиваль регионов" - дитя нынешнего времени, а за последние сорок лет взгляд на искусство сильно изменился. Радикальные идеи художественного авангарда 50-60-х с их стремлением к элитарной инновации уже не в моде. Сегодня нет одной-единственной обязательной тенденции. Кроме авангарда в культуре благополучно развиваются и другие линии.
 
Вы смешиваете максимально широкое понятие <культура> и более узкое понятие <искусство>. Понимаете ли вы свой Фестиваль как фестиваль искусств?
 
Наше внимание направлено не на внутренний, аутичный дискурс искусства. Фестиваль - это репетиционная для художника и лаборатория для публики. Творческих людей мы понимаем как своего рода обслуживающий персонал. Их идеи будируют культурно заинтересованных жителей нашего региона, вызывают дискуссии, расширяют культурные связи общины. Нам все равно, кто наши партнеры - художники, философы, социологи или... рабочие.
 
Как реагируют художники на такое понижение статуса и смену сферы деятельности?
 
Реакции художников разные. Бывает жесточайшее осуждение, в основном от тех, кто отказывается участвовать в фестивале. Более молодые художники, преодолевшие границы профессиональной ячейки или привычного восприятия, считают наши условия интригующим вызовом для себя. Театры, концертные залы, галереи безусловно играют огромное значение, но, увы, не для всех. И наши художники непосредственно обращаются к повседневности и ее проблемам, демократизируют традиционную художественную среду.
 
Политики все чаще прописывают культурный регионализм в качестве якобы безвредного наркотика, избавляющего от растущего страха перед глобализацией. Но регионализм часто оборачивается кашей в народно-лубочном стиле, воспроизводящей привычные фольклорные клише, а не исходящей из реального опыта того или иного региона.
 
Мы не задаемся целью культивировать сложившийся образ типичного верхнеавстрийца. Есть социальные, а не национальные дефиниции - рабочие и крестьяне, мужчины и женщины, открытые миру вольнодумцы и самодовольные косные бюргеры... Но все находятся под влиянием своего социального и культурного окружения. Отсюда возникает вопрос о локальной традиции и региональной специфике. "Фестиваль регионов" не может не учитывать эти особенности каждодневной жизни людей.
 
Ты говоришь, что представляемые Фестивалем проекты должны задействовать региональную специфику. Тем не менее в Фестивале постоянно участвуют иностранные художники, с этой спецификой едва ли знакомые.
 
Не важно, из какого региона или из какой страны приходит проект. Нас при отборе интересуют его задачи, реализуемость и возможные влияния на аудиторию. Если к тому же иностранный художник работает с региональной ситуацией - это можно только поддержать. Часто взгляд со стороны открывает такие аспекты нашей местной жизни, которые нам никогда не приходили в голову. Мы гордимся тем, что такие международные звезды, как Дара Бирнбаум, Вохенклазур, Йозеф Кошут или Лео Шатцль, реализовали на Фестивале специально разработанные проекты. Для наших художников было очень продуктивным работать совместно с всемирно признанными коллегами.
 
Иногда можно услышать по адресу регионально ориентированных начинаний, что они важны, но не конкурентоспособны на международной сцене.
 
Мы заботимся о том, чтобы иностранные художники как можно более активно принимали участие в наших локальных культурных начинаниях. Это является дополнительным источником энергии и гарантией взаимного обучения. С другой стороны, проекты местных художников для фестиваля очень строго отбираются. <Прописка> не гарантирует выигрышного билета. Мы хотим периодического высококачественного фестиваля, а не кашу, сваренную верхнеавстрийской самодеятельностью. Провинциальные недели культуры - это не наше дело.
 
Если вспомнить все прошедшие фестивали, увидишь принципиальные отличия в концепциях.
 
Мы не хотим рутинного застывшего фестиваля. При появлении малейшей опасности повторять самих себя мы вообще прекратим нашу деятельность. Инновация не должна быть самоцелью, однако действительно живое взаимодействие с регионами и их жителями невозможно без постоянной коррекции. Мы не устраиваем музейного показа работ и не мыслим в категориях <высокого>, <величественного> искусства - нас интересует реальная ориентация на жизнь региона. А жизнь эта проходит в постоянных переменах.
 
В фестивале 97-го года, названном <Искусство. Жизнь. Выживание>, совершались интервенции в повседневную реальность. Вследствие чего восприятие происходящего обычными зрителями было крайне затруднено. Это привело вас к каким-то выводам, повлияющим на концепцию следующего фестиваля?
 
Нет. Я считаю тот фестиваль крайне интересным. И на интернациональном, и на местном уровне мы получили прекрасные отзывы. Да, надо признать, что искусства для простого <потребления> было немного. Проекты вынуждали к конфронтации с собой, при этом на территории <повседневности>. Люди, будучи в известном смысле неподготовленными, буквально <спотыкались> об искусство, что иногда приводило к довольно острым реакциям. Но в следующем фестивале - "Маргиналии" - мы все-таки пошли другим путем. Попытались найти разнородные формы, сложно-новаторские и опосредованные, способные затронуть население на различных уровнях. Некоторые понятны даже для зрителей-туристов. Однако понятность, позитивность фестиваля не станет его исходным пунктом.
 
"Фестиваль регионов" кажется попыткой непосильного разрешения вопроса квадратуры круга. Обычно фестивали происходят в фиксированном месте. Вы пытаетесь превратить в огромную сцену всю федеральную область. Стоит оправдать себя одной концепции, как вы обращаетесь к другой. Настаиваете на противоречиях и несовместимости.
 
До сих пор не удалось разрешить вопрос квадратуры круга - не удалось найти и оптимальный вариант фестиваля. Но не удастся его найти, если ставить перед собой самые традиционные задачи. Но все наши попытки делают работу интересней. А если у нас не будет удовольствия от работы, то и публика не сможет <загореться>. Так что мы желаем себе, чтобы невозможное удалось.

Культурологический журнал КультBeat

Читайте также:

Мы живем в Матрице!
ВЛАДИВОСТОК - ВЕК НАЗАД
Подготовка и начало интервенции на дальнем востоке (октябрь 1917-октябрь 1918) /архивная/
"ЯПОНИЯ НАУЧИТ ВАС БИЗНЕСУ", - ГОВОРИТ ГОСПОДИН АСАХИ. /архивная/