Главное | Бизнес | Технологии | Медиа | Человек | Отдых и увлечения | Быт | Архив | Наша лента

Битломания по воскресеньям ч.5 /архивная/

Глава 5-я.

О них узнала вся Англия!

Если вы любите музыку "Битлз", оставайтесь с нами! На виртуальных страницах "Культ-beat'а", как когда-то в эфире "Радио ВВС - Владивосток сегодня" - пятый выпуск еженедельной музыкальной передачи "Битломания по воскресеньям". Добрый всем день! В студии автор и ведущий Игорь Кухарь и режиссер Олег Ерастов. Продолжаем наш экскурс в историю лучшей рок-группы всех времен и народов. Последние недели 1962 года "Битлз" провели на своих пятых, заключительных гамбургских гастролях. Раньше перспектива провести рождественские праздники в Гамбурге среди немецких друзей определенно порадовали бы их. Но шел декабрь 1962-го и ситуация изменилась. Им казалось, что на родине, в Великобритании, они могли бы больше заработать - ведь Брайэн сумел поднять их концертные ставки после выхода сингла "Love Me Do". Ну а гонорары в клубе "Звезда" уже носили довольно символический характер. Тем не менее контракт обязывал их и они отправились в Гамбург. А второй сингл с песнями "Please Please Me" и "Ask Me Why", который они записали 26 ноября, вышел в свет в январе нового, 1963-го года. Провожая год уходящий, газета "Нью-Мюзикл Экспресс" провела традиционный опрос общественного мнения. Самой популярной была признана вокальная группа "Спрингфилдз", набравшая 21 843 голоса. "Битлз" же со своими 3906 набранными баллами затерялись где-то внизу этого парада популярности. Но они попали, наконец, туда, о них все-таки узнала вся Англия!

"The Honeymoon Song".

А в родном Ливерпуле Джон, Пол, Джордж и Ринго вновь были вне конкуренции. Газета "Мерси бит" второй год подряд признала их победителями своего хит-парада. И, наконец, поклонники "Битлз" перестали выражать протесты в связи с уходом Пита Беста. Но еще было неясно, как воспримут второй сингл группы с песнями "Please Please Me"/"Ask Me Why". Для Леннона и Маккартни коммерческий успех пластинки гарантировал бы большую свободу в студии звукозаписи, позволив бы им диктовать условия, какие песни включать в последующие диски, независимо от мнения продюсера и фирмы "Парлофон". Столь же важное значение для Джона и Пола имел только что заключенный контракт с корпорацией "Северные песни", по которому они получали авторские гонорары как композиторы, плюс дивиденды от издательства песен. Эпштейн часто говорил Леннону и Маккартни, что потенциальный доход от "Северных песен" может значительно компенсировать смехотворные проценты, причитавшиеся группе за каждую проданную пластинку. А вот для Харрисона и Старра это большого значения не имело. Ринго вообще старался не усложнять жизнь себе и Брайэну разговорами о деньгах. А случайным вербальным наскокам Джорджа на финансовые залежи "Северных песен" еще предстояло пройти эволюцию от вежливых до настойчивых и постоянных - его композиторскму таланту суждено было раскрыться позднее.

"Crying, Waiting, Hoping".

Завершая разговор о финансовых делах "Битлз" добавим, что Брайэн сделал всем четверым приятный подарок, презентовав Джону, Полу, Джорджу и Ринго по несколько акций компании "НЕМС Энтерпрайзис". Сделавшись акционерами, "Битлз" приобрели возможность получать дивиденды от детища Эппи. Таким жестом доброй воли Брайэн постарался сделать их деловые контакты еще более тесными. Тем временем компания "НЕМС", которую Эпштейн организовал вместе со своим братом Клайвом, распахнула двери и для других мерсисайдских рок-групп. В январе 1963 года под чутким руководством Эпштейна и Джорджа Мартина начали записываться в студии наши старые знакомые, музыканты группы "Джерри Энд Пейсмэйкерз". А Билли Крамер со своим аккомпанирующим ансамблем "Дакоты" заключил контракт с "НЕМС" на шесть лет. После первых успехов "Битлз" Эппи стал брать под свое крыло множество прочих групп и решил открыть при своей компании отделение песен и рекламы. А возглавить его Брайэн предложил Тони Барроу, журналисту, работавшему в сфере шоу-бизнеса на фирме "Декка". Теперь у "Битлз" появился и свой официальный пресс-атташе. Барроу, кстати, не мог понять кипучей деятельности своего патрона, пытавшегося объять необъятное - Брайэн возился с группами, во многом уступающим "Битлз". Более логичным было отказаться от других исполнителей и сосредоточить все внимание на поддержке таланта Джона, Пола, Джорджа и Ринго. Но Эппи действовал по своему разумению, составив на весь 1963 год длиннющий реестр концертов, что вызвало обоюдную ревность: "Битлз" негодовали, что их менеджер уделяет много времени "Джерри Энд Пейсмэйкерз", а те, в свою очередь, возмущались тому, что "Битлз" всегда были на положении любимчиков Брайэна.

"You Really Got A Hold On Me".

Тем не менее музыканты "Битлз" и других групп ладили между собой, что особенно ярко проявлялось в творческих контактах. Многие коллеги "Битлз" в то время и впоследствии часто исполняли песни, написанные Джоном и Полом. Правда, Леннон и Маккартни редко расставались с любым своим музыкальным материалом, который, по их мнению, мог пригодится для репертуара "Битлз". Очень редко Джон с Полом специально аранжировали для других исполнителей свои сочинения. В основном они уступали коллегам сырой, недоработанный материал, который не устроил "Битлз" в качестве концертного номера или чернового варианта на студийных репетициях. Тем не менее можно с полной уверенностью сказать, что девяносто девять процентов песен, написанных Джоном Ленноном и Полом Маккартни, "Битлз" исполняли и записывали сами, прежде чем кто-либо еще решался включить их в свой репертуар. Время от времени Эпштейн сам предлагал композиции своих любимцев другим подопечным "НЕМЗ Энтерпрайзис" или же вообще посторонним исполнителям, причем, частенько даже Пол с Джоном не ставились в известность. Так, например, было с балладой "Do You Want To Know A Secret" из первого альбома "Битлз", которую Эппи предложил Шейну Фентону (позднее этот певец взял псевдоним Элвин Стардаст). А завершила песня свой путь все-таки в стенах "НЕМС", завоевав первое место в хит-параде в исполнении Билли Крамера. Иногда творения Леннона-Маккартни передавались в другие руки исключительно из дружеских побуждений. К примеру, Пол не возражал, чтобы их песни исполняла Силла Блэк. А группе "Питер и Гордон" Маккартни отдал очень мелодичную и красивую балладу "World Without Love" по весьма простой причине - у него был роман с актрисой Джейн Эшер, сестрой Питера. В нашем архиве есть уникальная запись этой композиции в исполнении группы "Питер и Гордон".

"World Without Love".

Музыкальные издания отметили на своих страницах появление двух первых синглов малоизвестной провинциальной группы. Особенно вторую пластинку, "Please Please Me", вышедшую в свет 12 января 1963 года. Спустя месяц, 16 февраля, заглавная композиция взлетела на первое место британского парада популярности. Об этом тоже было написан немало, и все-таки большая пресса еще не усматривала в этм чего-то экстраординарного. Первое и единственное за полгода упоминание о "Битлз" в центральных газетах за полгода появилось в лондонской "Ивнинг Стандард" в феврале 1963 года и принадлежало перу журналистки Морин Клив. Песня "Please Please Me" в это время еще не была шлягером N1, а "Битлз" были неизвестны не только для широкой публики, но и для многих фирм грамзаписи. Однако мисс Клив была наслышана об их громадной популярности в Ливерпуле и в своей статье она рассказала о том, как ливерпульские фанаты группы заставили манчестерское телевидение отснять их, и что теперь они беспокоятся, как бы "Битлз" не уехали из Ливерпуля в силу возросшей популярности. "Они такие естественные и забавные", писала о "Битлз" Морин Клив. Эта журналистка, кстати, первой обратила внимание публики на их прически, сделанные во французском стиле. Она была права, ибо этот стиль действительно родился на континенте.

"Misery".

И все-таки статья Морин Клив в "Ивнинг Стандард" особого значения для карьеры "Битлз" не имела и носила случайный характер. Большая пресса не замечала их вплоть до октября месяца, храня гордое молчание. Простейшее объяснение этой спячки объясняется тем, что в чопорной Британии никогда еще не возникало подобного и журналисты по-просту прозевали сенсацию. Ведь на Туманном Альбионе все привыкли к тому, что новость сама обрушивается как снег на голову, и лишь затем уже газетчики начинают шевелиться. К ливерпульским журналистам это не относится. Уже 5 января в газете "Мерси бит" появился подробный отчет о готовящемся к выходу сингле "Please Please Me". А 21 февраля там же был опубликован материал, повествующий о предстоящем выступлении "Битлз" в телепередаче "Благодари свою счастливую звезду". Его автором был достаточно известный репортер по имени Джордж Харрисон. Да-да, у гитариста группы был абсолютный тезка, который к тому же не отличался скромностью - когда началась всеобщая битломания, он вовсю хвастался, что ему по ошибке приносят мешки писем от поклонников Джорджа Харрисона. Самым курьезным было то, что многие фанаты Джорджа просили выслать им хотя бы прядь волос. У псевдо-Харрисона же растительность на голове практически полностью отсутствовала. Между прочим, к концу 1963 года потеряли покой многие жители Ливерпуля, носившие фамилии Леннон, Маккартни, Харрисн и Старки - назойливые поклонники и особенно поклонницы буквально обрывали их телефоны.

"Ooh! My Soul".

И все-таки самой главной наградой для "Битлз" было не престижное место в национальном хит-параде, а приглашение на гастроли по всей Англии. В принципе, турне такого рода, организованные как разовые ежевечерние выступления в разных городах, всегда включали в себя и больших, и малых звезд. Но попасть в такой концертный вояж именно теперь было для них жизненно небходимо. Они жаждали вырваться за пределы Мерсисайда и выйти на национальную британскую поп-сцену, чтобы выяснить, так ли воздействует их музыка на незнакомую публику, как на ребят из Ливерпуля, вместе с которыми они росли, или нет. Кроме того, участие в таком турне обеспечивало рекламу их первых пластинок - ведь песни с этих синглов дублировались в живом исполнении на всю страну. Первое такое турне "Битлз" совершили в феврале 1963 года вместе с 16-летней певицей Хелен Шапиро. Звездой шоу была именно она, победив незадолго до этого на конкурсе юных исполнительниц. Затем последовали гастроли с Фрэнком Айфилдом. Здесь их подстерегла неудача - в Питерборо публика пришла именно на Айфилда и выступление "Битлз" встретили очень прохладно. Что поделаешь - таков удел великих: путь к славе всегда долгий и тернистый. А дорогу, как известно, осилит идущий. И они шли, вернее ехали в автофургоне, дальше. Именно в дороге Джон и Пол сочинили песню "From Me To You", предназначенную для третьего сингла группы. Его планировалось выпустить к пасхе.

"From Me To You".

Гастроли стали для них своебразным отдохновением, по словам Джона. Гамбург уже изжил себя и два последних раза они отправлялись туда через не хочу. Этой сценой "Битлз" уже были сыты по горло. У них появилась теперь чемоданная болезнь: один зал сменялся другим, как в калейдоскопе, мелькали названия новых городов на дорожных указателях - все было как в волшебном таинственном путешествии. "Концерты в настоящих театрах - это просто красота, - вспоминал потом Ринго. - Мы ничего не понимали в таких вещах, как грим, потому что никогда раньше не участвовали в шоу. Понадобилось много времени, чтобы мы дошли до этого. По-моему мы впервые узнали о существовании грима, когда наблюдали за Фрэнком Айфилдом. У него вдруг сделались сногсшибательные глаза. Мы решили, что нам тоже стоит попробовать. В результате мы скакали по сцене как краснокожие дикари, вымазанные краской". В начале гастролей "Битлз" не вызвали сенсации, пока не вышел в свет сингл "Please Please Me". А когда песня вышла на 1-е место в хит-параде, публика стала реагировать на них уже по-другому. Джон рассказывал, что в Глазго, бывало, раздавались отдельные вопли. Он считал, что тамошние зрители вопили, поскольку любили рок-н-ролл и сохраняли ему верность, тогда как другие уже перекинулись на исполнителей типа Клиффа Ричарда. "В Шотландии все кричали, как сумасшедшие - им, наверное, делать просто было нечего", - так резюмировал гастроли Джон.

"I'll Get You".

Хотя имя Ринго постоянно значилось на афише, его не покидало беспокойство - подходит ли он им. "В гостиницах я всегда прикидывал, с кем из ребят поселюсь в номере. Они-то хорошо знали друг друга. Обычно Джон делил номер с Джорджем, а я - с Полом. И все всегда было в полном порядке", - говорил Ринго. К концу гастролей "Битлз" уже срывали не меньше аплодисментов, чем Хелен Шапиро или Фрэнк Айфилд. Вскоре последовало новое турне - в марте 1963 года вместе с Крисом Монтезом и Томми Роу. "Битлз" стояли в афише третьими. С каждым новым концертом публика принимала их теплее. Группа приобрела уже известность в мире поп-музыки. Особенно помогло выступление в телешоу "Благодари свою счастливую звезду". Ну а в хит-параде тем временем Клифф Ричард потеснил с первой позиции "Please Please Me" своей новой композицией "Летние каникулы". Потом Клиффа сместили с хит-олимпа "Джерри Энд Пейсмэйкерз", которые возглавили списки популярности с недавно отвергнутой "Битлз" песней "How Do You Do It". С марта 1963 года в обиход шоу-бизнеса вошло выражение "ливерпульское звучание". Успехи сингла "Please Please Me" подвиг Джорджа Мартина к записи первого альбома "Битлз". В начале апреля долгоиграющая пластинка, названная также, как и сингл "Please Please Me" появилась на прилавках музыкальных магазинов. В нее вошли четырнадцать песен, восемь из которых сочинили Джон и Пол. Альбом записали за 13 часов в понедельник, 13 февраля. Когда они писали последнюю композицию, "Twist And Shout", Джон настолько охрип, что боялся, как бы гланды не выпали наружу.

"Twist And Shout".

Тогда же, в апреле они выпустили и третий сингл с песнями "From Me To You" и "Thank You Girl". Эта пластинка и первый альбом "Битлз" возглавили списки популярности, причем, "Please Please Me" продержался в хит-параде шесть месяцев. Один явно недброжелательный критик пришел к умозаключению, что при записи этого единственного в своем роде недорогостоящего марафона в первую очередь учитывались финансовые возможности студии звукозаписи. Но это было не более, чем язвительными нападками. Джордж Мартин при записи альбома постарался прежде всего приблизить условия студийной записи к концертному выступлению группы. И "Битлз", приученные гамбурскими бдениями, не оплошали и в студии. С 18 мая по 9 июня наша четверка снова гастролировала по Британии, на сей раз в компании с Роем Орбисоном и земляками из группы "Джерри Энд Пейсмэйкерз". Именно тогда Джордж Харрисон в одном из интервью заявил, что очень любит сладости, в особенности - конфеты-тянучки. Поклонники немедленно и щедро откликнулись на это, засыпав на концертах "малыша-сладкоежку" его любимым лакомством. В антрактах взбешенный обслуживающий персонал сметал липкие сладости в огромные кучи, вымазываясь сахаристой массой. А в клубе любителей "Битлз" в Ливерпуле в это время царила полная растерянность. Учредители компании "НЕМЗ Энтерпрайзис" были шокированы валом писем от поклонников группы. Штаты клуба пришлось увеличивать вдвое. С августа 1963 года стал выходить специализированный журнал "Ежемесячник "БИТЛЗ". Две страницы в нем отводились под письма фанатов. Остальную площадь занимали материалы, посвященные очередным событиям из жизни Джона, Пола, Джорджа и Ринго.

"Anna (Go To Him)".

Во время гастролей с Роем Орбисоном "Битлз" не раз становились причиной массовых беспорядков, правда, еще не того масштаба, чтобы говорить о них, как о национальном бедствии. Это было первое турне, в котором звездами были они сами и реакция публики, вызванная выступлениями группы, уже не отличалась от рева поклонников в клубе "Пещера". Хотя Брайэн и навел на них некоторый глянец шоу-бизнеса - по крайней мере Леннону всегда казалось именно так - ребята не прочь были, как и раньше, подурачиться на сцене. И если во время концерта барахлила аппаратура, они начинали вовсю веселиться: "А теперь песня, сочиненная Виктором Сильвестром, мамашей пламенных религиозных песнопений". В интервью музыкальным критикам они несли порой страшную околесицу. Морин Клив в своей статье в "Ивнинг Стандард" писала, что брать у них интервью, все равно что общаться с братьями Маркс. К сведению наших слушателей: братья Маркс - известные американские комики времен немого кино и ничего общего с Карлом Марксом они не имеют.

"Сarol".

Многое изменилось и в жизни Нила Аспинала, гастрольного администратора и дорожного менеджера "Битлз". Раньше он кружил по одним и тем же залам в Ливерпуле, теперь же каждый день возникали проблемы: новые дороги, новые гостиницы, новые концертные залы. Именно в его обязанности входило привезти "Битлз" вместе с аппаратурой в нужное время и в нужное место и расставить все на сцене. По мере того, как они обрастали поклонниками, представлявшими даже определенную угрозу и стремившимися что-нибудь стянуть на память, Нил уже не мог в одиночку справляться со своими обязанностями. За пять недель этих гастролей он потерял в весе сорок два фунта. В помощь ему взяли вышибалу из "Пещеры" по имени Малкольм Эванс. Он стал еще одним путевым администратором "Битлз". Оба они, Аспинал и Эванс, сдружились и работали вместе, пока существовала группа. Мэл и Нил являли собой две противоположности, если брать во внимание внешность: Аспинал был худощавым, Эванс - здоровенным детиной, правда, очень добродушным. Мэл считал, что его должны были изгнать в первую же неделю работы по крайней мере раз шесть: "Прежде я никогда не видел ударной установки. И ни черта в этом не смыслил. Пару дней мне помогал Нил, а когда я остался предоставленным самому себе, то на меня напал ужас. Я понятия не имел, как ставить барабаны. А самое худшее случилось в Лондоне, в концертном зале "Финсбери-Эмпайр", когда я потерял гитару Джона. До сих пор не пойму, куда она запропастилась и как я остался жив".

"Till There Was You".

Самое страшное во время гастролей, по мнению Нила и Мэла, происходило в артистической уборной перед концертом. Она была битком набита репортерами, полицией, театральными рабтниками, а снаружи туда ломились толпы фанатов. "И вся эта орава валилась на мои плечи, - говорил Аспинал. - Я должен был заниматься ими, пока мы не наняли пресс-агента. И еще я отвечал за то, чтобы ребята были сытыми. Когда начинало твориться что-то невообразимое и кто-то позвлял себе лишнее, Джон кричал: "Калеки!" Это означало, что от кого-нибудь нужно было избавиться. Вначале это слово действительно имело прямой смысл и предупреждало, что вблизи появились калеки. Но потом, с течением времени, "калеками" стали называть всех, кто путался под ногами". Беспорядки на концертах стали возникать сразу же, с первых гастролей "Битлз" по стране, но они все еще считались чисто ливерпульской группой, которая иногда выезжала в другие города из своего старого доброго Мерсисайда. Ну а в Ливерпуле, на сцене незабвенной "Пещеры", в последний раз они выступили 23 августа 1963 года.

"Please Mr. Postman".

Пришла пора прощаться до следующего воскресенья. Напоминаем, вы слушали на волне "Радио ВВУС - Владивосток Сегодня" пятый выпуск еженедельной музыкальной передачи "Битломания по воскресеньям". Ее подготовили и провели: автор и ведущий Игорь Кухарь, режиссер Олег Ерастов. Счастливо и до следующего воскресенья!

Культурологический журнал КультBeat

Остальные выпуски:

ч.1 - ч.2 - ч.3 - ч.4 - ч.5 - ч.6 - ч.9 - ч.10 - ч.11 - ч.12 - ч.13 - ч.14 - ч.15

Читайте также:

Мы живем в Матрице!
Сервис «Видео по запросу» - причины популярности
«Новая волна-2013» торжественно открылась в Юрмале
Любимые каналы в HD-качестве