Статьи >> Общество

Капоэйра – лекарство от комплексов

Что представляется вам при слове Бразилия? Столица- Рио, карнавал, река Амазонка…Обязательно в этом логическом ряду встретится слово «капоэйра» и картинки людей, наносящих друг другу удары, но двигающихся как будто в красивом танце. Что же все-таки такое капоэйра – танец или борьба? С этим вопросом корреспондент журнала «Владивостокавиа» Наталья Владимирова обратилась к Альберту Тен, программисту, музыканту, капоэйристу.

-Как ты увлекся капоэйрой?

Альберт: В детстве на меня произвел впечатление фильм «Только сильнейшие» с Марком Дакаскосом в главной роли. История про обычного парня из неблагополучного района, который попал на службу в Бразилию и познакомился там с мастером капоэйры. Отслужив в армии и обучившись боевому танцу, он вернулся на родину, где повсюду процветал бандитизм, даже в школе, куда он устроился учителем. Школьники не воспринимали учителя всерьез до тех пор, пока он не показал им пару приемов. Дети не на шутку увлеклись, начали тренироваться, и стали-таки порядочными людьми. Я посмотрел этот фильм, наверно, миллион раз, пытаясь выучить эффектные движения. В итоге, когда капоэйра пришла во Владивосток, на первом занятии я свободно делал – джингу, базовое движение.

- Сколько лет этому искусству?

Альберт: По официальной версии, опорная дата в истории капоэйры - 1500 год. Индейцы были первыми, кого пытались обратить в рабство колонизаторы Бразилии, но они либо убегали, прекрасно ориентируясь на родной земле, либо разрушали и ломали все постройки на плантациях, а иногда принимали смерть. Их воинственность повлияла на формирование капоэйры, создав ее восприятие как боевого искусства.

Капоэйра с самого ее возникновения ассоциировалась со свободой в самом буквальном смысле - африканские рабы, которых привезли на эти земли, тоже убегали, и в незнакомых местах образовывали киломбуши, «свободные поселения рабов». Конечно, изначально это было исключительно практическое искусство – оружие слабых против сильных. В 1822 году Бразилия стала республикой, на этом этапе истории капоэйра использовалась с целью грабежей и разбоев. До 1920-х годов капоэйра была синонимом слова «бандитизм» и была официально запрещена. Стараниями мастеров Бимбы и Паштиньи, она была легализована. Капоэйра стала искусством общения, а не выяснения отношений.

- Что для тебя значит капоэйра?

Альберт: Капоэйра – это общение. Два человека, выходящие в роду (рода, или, по-бразильски «хода» - круг, в котором играют), играют друг с другом, общаются. Один удар может быть интерпретирован как «привет», движение другого участника – «как у тебя дела?», ответное - «у меня все хорошо, а у тебя?». Человек напротив тебя называется «камара» - друг. Общение телами – это следствие, на самом деле общение идет внутри. Мастера, которые приезжали на семинары, тоже говорят, что капоэйра - это «коммуникасьон».

- Сколько обычно длится игра?

Альберт: Когда выходишь играть, не смотришь на время, играешь, пока есть силы и настроение. Для опытных мастеров пару часов непрерывной игры в роде проходит незаметно, а для неопытных учеников и пяти минут бывает предостаточно. Все зависит от подготовки человека. В Бразилии люди тренируются несколько часов утром и вечером, для них это образ жизни. Хорошая тренировка не должна заканчиваться в стенах спортзала, покой тела также не означает отсутствие тренировки. Можно и по улицам ходить не простым шагом, а на остановке не просто стоять, а, слушая плеер, двигаться или разучивать последовательности из движений мысленно.

-В роде существуют правила, например, как складываются пары?

Альберт: Есть правило – когда идет свободная игра, то выходит пара, ближе всего сидящая к батерии. Если кто-то хочет поиграть, он должен дождаться разрешения мастера, после чего выходит и начинает бегать вокруг играющих - этим он дает заранее им понять, что сейчас включится в игру. Потом он просто выставляет руку перед тем, с кем бы хотел начать играть, а оставшийся садится в круг напротив баттерии.

-А если человек устал?

Альберт: Тогда один проявит уважение, и, увидев, что его партнер устал, немного снизит темп игры.

-А тебе интересно играть с теми, кто откровенно слабее тебя?

Альберт: Уже нет. Умение общаться с разными людьми - это краеугольный камень взаимопонимания не только в капоэйре. Не имеет значения, с каким другом ты играешь – слабым, равным или сильным. Твой уровень – в умении играть с разными партнерами. Каждый человек – это непознанная вселенная. У каждого человека есть свой жизненный бэкграунд – условия, в которых он воспитывался, он не похож на тебя, это делает его интересным. Нужно уметь играть и получать от этого удовольствие.

-А что делают другие участники роды, которые непосредственно не общаются?

Альберт: Рода – это сложный «организм», состоящий из учеников и баттерии. Во главе роды всегда находится баттерия, другими словами музыкальный оркестр, состав которого зависит не только от направления капоэйры, но и от воли мастера. Солист батерии (как правило мастер) держит самый главный инструмент - беримбау гунга – беримбау с самым низким звучанием, и поет песню, а ученики повторяют его фразы в унисон и хлопают в ладоши. Все это способствует накоплению энергии “аше” внутри круга. Слова могут придумываться по ходу, например, чтобы подбодрить игрока, но вообще есть традиционные песни на португальском, мы их учим. Любой капоэйрист в идеале должен уметь играть на любом инструменте, входящем в состав батерии, уметь петь и двигаться в роде.

-Я слышала, что у каждого капоэйриста есть прозвище, это так?

Альберт: Капоэйра, обладая богатым культурным, этническим и духовным наследием, включает в себя множество традиций. Одна из ярких традиций в капоэйре - давать прозвища, выражающие сущность человека. Во времена запрета капоэйры, важно было не раскрыть истинные имена своих товарищей, поэтому все капоэйристы имели прозвища. Давать прозвища - прерогатива мастера. Как правило, ученики получают прозвища во время церемонии под названием «батизаду» («боевое крещение»). Иногда мастер дает имена во время тренировки. Цепкий и опытный глаз мастера улавливает отличительную особенность ученика, а ученик должен принять свое имя – без возражений и смущения. Прозвище, данное мастером, – ребус для ученика. Потому что в нем может быть зашифрована не только самая яркая черта человека, но и то, над чем ему стоит работать. Мастера нельзя торопить, иначе это будет проявление неуважения. Этот процесс должен протекать естественно. Был случай, когда очередной семинар подходил к концу, а двум девушкам очень хотелось получить прозвища. Они подошли к мастеру и попросили их назвать. Мастер посмотрел на них и сказал, той, что была крупной девушкой: «Ты будешь Гиганто» – большая, а второй – маленькой: «А ты – Балинья» – то есть мячик. Они смутились и попросили никому не говорить. Причина, по которой мастер не дает имя, как правило, заключается в том, что человек еще не достаточно созрел. Это ни в коем случае не должно быть причиной для огорчения, а, наоборот, поводом поработать над собой.

-Мастера все – бразильцы?

Альберт: Нет, не только. Кто-то живет и преподает только в Бразилии, у каких-то школ – филиалы по всему миру, а кто-то путешествует и учит. Уровень у всех разный. Но в Бразилии школ капоэйры много, поэтому там идет жесткая конкуренция – кто лучше, к тому и идут ученики. Как бы это ни звучало, это рынок, такой же, как и другие рынки.

- И что там тоже только «общаются»?

Альберт: В Бразилии в роде могут и покалечить. Просто кто-то может сублимировать свой гнев, сдерживать свою животную природу, а кто-то нет. Везде есть люди, которые хотят подраться. Бывает, что конкурирующая школа отсылает ученика «устроить заварушку».

- Непосвященному может показаться, что капоэйра чем-то схожа с хип-хоп батлом…

Альберт: Хип-хоп батл – это битва, в ней нет такого диалога, как в капоэйре. Подразумевается, что кто-то будет побежден. Хотя, все зависит от того, какие цели перед собой ставит участник.

- Нужны ли какие-то специальные способности, чтобы заниматься капоэйрой и что она дает?

Альберт: Степень получаемого удовольствия от занятий капоэйрой не зависит от уровня занимающегося. Капоэйрой может заниматься человек любой комплекции и любой физической подготовки и любого вероисповедания. Я уже не говорю о том, что любого пола и возраста. Кстати, девушек в капоэйре больше, чем, например, в боксе или каратэ. Считается, что для того, чтобы плавно двигаться, капоэйрист должен уметь танцевать, поэтому танцы обязательно входят в программу тренировок.

Почему люди не поют или не играют на инструменте? Очень часто, потому что стесняются. Капоэйра – это дорога к свободе, свободе от социальных проблем, комплексов, она вовлекает в парную работу, в результате которой человек учится взаимопомощи, состраданию, взращивает умение ставить себя на место другого. Тебе нужно адекватно, правильно отвечать во время игры на движения друга, так развиваются тактические способности, понимание человеческой психологии. Когда он видит, что все поют, даже те, у кого вообще нет голоса, он раскрепощается и начинает петь сам. Стесняться тут нечего. Человеку нужно просто сказать «пой», капоэйра дает ему шанс. Она предлагает свое лекарство от комплексов каждому. Капоэйра очень гармонично развивает человека – как физическую, так и морально-этическую составляющую, она поворачивает его лицом к искусству, познанию мира вокруг себя и внутри себя.

Интервью подготовила Наталия Владимирова

Читайте также:

Качественный каталог научных статей
Ранее развитие с бабушкой и современные развивающие игрушки
Железные двери Гардиан – безмолвный массивный страж