Speaking In Tongues
Лавка Языков

Екатерина Бобракова-Тимошкина

Михал Айваз
(1949)



Михал Айваз - современный чешский прозаик, поэт, эссеист и философ. Чешская критика единодушно причисляет его к когорте самых выдающихся и оригинальных из ныне живущих чешских писателей. Эта оценка подтверждается с выходом в свет каждого нового произведения Айваза.
Айваз родился в 1949 году, учился на философском факультете Карлова университета, однако не окончил его. Вынужден был заниматься неквалифицированной работой, сменил несколько профессий. До 1989 года лишен был возможности публиковаться. Дебютировал сравнительно поздно - в 1989 году (еще в самиздате) вышла его книга стихов «Убийство в гостинице Интерконтиненталь», ставшая вехой в развитии современной чешской поэзии. В ней автор впервые обращается к темам, ставшим впоследствии характерными для его творчества - переосмыслению знаменитого образа «магической Праги», поиску магии города в современных кулисах, нетрадиционным философским учениям и т.д. Дебют в прозе состоялся в 1991 году, когда Айваз выпустил книгу рассказов «Возвращение старого варана», которая немедленно выдвинула его в ряд наиболее интересных авторов современной Чехии.
В 1993 году был издан первый роман Айваза - «Второй город», пожалуй, наиболее известный текст писателя, посвященный «второй», «параллельной», невидимой постороннему глазу Праге и пути героя к постижению неизведанного, находящегося за границей привычного нам мира.
В 1994 году Айваз выпустил сборник философских эссе под названием «Знак и бытие», в последующие годы несколько раз издавались сборники его рассказов. Новый роман под названием «Золотой век» вышел в свет совсем недавно. Он является «вольным продолжением» - даже не сюжета, а идей, знакомых читателю по роману «Второй город» и попыткой еще глубже проникнуть в тайны «второй» цивилизации, местом обитания которой на сей раз является не Прага, а затерянный в просторах океана остров. Также в нынешнем году появилась и литературно-философская работа Айваза о творчестве Хорхе Луиса Борхеса.
Айваз - уникальное явление для современной чешской литературы. Он во многом идет по стопам знаменитых «магических реалистов» Латинской Америки, а его энциклопедические познания в области истории, философии, искусства напоминают о любимом Айвазом Х.Л.Борхесе. Есть также много черт, сближающих творчество Айваза, к примеру, с Умберто Эко. Однако особый интерес текстам Айваза придает их пражская локализованность. Айваз продолжает многовековую традицию «пражской литературы», достигшей своего расцвета в таких хорошо известных российскому читателю произведениях, как «Голем» Густава Майринка и «Процесс» Франца Кафки.
Книги Айваза до сих пор не переводились на русский язык, что является, по нашему мнению, большим упущением. Без них не только невозможно себе представить современную чешскую литературу - они являются весьма любопытным элементом в том направлении всемирной литературы, которое условно можно назвать «философской фантастикой».




«Второй город» (Druhй msto, Mladб Fronta 1993, 164 стр. (ок. 4 а.л.) )



Действие романа происходит в современной Праге. В руки герою попадает старинная книга с таинственными письменами, которые никто не может разгадать. Наконец один из библиотекарей рассказывает герою о том, что эти письмена принадлежат таинственной «другой цивилизации», живущей рядом с нашим, привычным миром, однако за границей, которую человек «непосвященный» не в силах преодолеть. Несмотря на то, что библиотекарь предостерегает героя от опасностей, связанных с этой книгой, тот все-таки решает узнать побольше об этой цивилизации.
Сюжет романа составляет все более и более глубокое погружение героя в тайны параллельного мира, «Второго города» (названного так потому, что он существует в кулисах всем привычной Праги), знакомству его с историей, культурой, философскими учениями его жителей. На пути к знанию герою предстоит пережить немало приключений (спасается от погони морских гадов по ночным улицам Праги, вступает в бой с акулой на вершине Малостранского храма, пробирается сквозь джунгли, которые выросли из библиотечных книг и т.п.) Герой выясняет, что наши «миры» существуют очень близко друг от друга - и для того, чтобы навсегда уйти во «Второй город», не боясь стать для его жителей «чужеземцем», достаточно лишь «раскрыть свое сознание» и перестать думать о возвращении. Герой делает свой выбор в пользу ухода во Второй город.
Стиль романа очень интересен и оригинален. С одной стороны, в нем нередки пространные философские отступления, рассказы об особенностях второго города, о переживаниях героя связанных с его поисками. С другой - картины Праги, заставляющие вспомнить романы Майринка. С третьей - быстрое чередование неожиданных событий, иногда напоминающее настоящий триллер, юмор, с которым описываются те или иные злоключения героя или странные законы параллельного мира.
В целом можно сказать, что «Второй город» продолжает традиции чешской и мировой философско-фантастической литературы. Можно найти в нем черты сходства, к примеру, с «Путешествиями Гулливера» Свифта, но в гораздо большей степени, конечно - с «Выдуманными историями» Борхеса или с «Островом вчерашнего дня» Эко.