Speaking In Tongues
Лавка Языков

Дмитрий фон дер Флаасс

Уилсон, Пелевин, Визбор:
ретропрогнозы революции 30-х годов





1. Введение. Понятие ретропрогностики.



Поскольку данная статья предназначена для широкого круга читателей, в большинстве своем не знакомых с ретропрогностикой, мы предваряем ее кратким изложением основных понятий и проблем этой удивительной науки.
Стремление предсказывать резко выделяет человека в общей массе разумных существ. Типичная реакция других разумных рас на идею "предсказания" - отрицательная, от непонимания до активного неприятия. По определению, предсказание - это получение достоверного результата на основе заведомо недостаточных посылок. Уже из этого определения следует, что надежные предсказания в принципе невозможны. Тем загадочнее необъяснимая склонность людей делать предсказания, и принимать их в расчет. Впрочем, если принять эту склонность как данное, практика предсказательства становится вполне понятной: не заботясь об истинности, предсказатель "предсказывает" то, что может произвести выгодную для него реакцию других людей.
Широкое распространение предсказательства среди людей, просто в силу закона больших чисел, привело к тому, что каждое событие человеческой истории в действительности было кем-то предсказано. Однако выделить "сигнал" (верное предсказание) из "шума" (огромная масса неверных) никогда не удавалось до того, как предсказанное событие происходило. И даже post factum это остается далеко не тривиальной задачей. Ею и занимается ретропрогностика.
[Устоявшееся название "ретропрогностика", по сути, неточно. Прогноз отличается от предсказания тем, что производится на основе данных, которые были бы достаточны, будь они известны без ошибок.]
Основная трудность в том, что тексты, в явном виде оформленные как предсказания, почти всегда неверны. Это и неудивительно, учитывая те сиюминутные цели, ради которых они были созданы. Поэтому ретропрогностам приходится выискивать верные предсказания где угодно - от заборных надписей до лирической поэзии. И зачастую нет строгих критериев, можно ли считать данный текст предсказанием такого-то события; окончательное решение исследователь принимает на основе своей интуиции, то есть, опять же занимается чистой воды "предсказательством".
[Классический пример сомнительной ситуации - фраза Л. Троцкого "ни мира, ни войны, а армию распустить" (1918). Хотя она абсолютно точно передает геополитическую ситуацию предреволюционных 2020-х годов, большинство ретропрогностов не считают ее предсказанием.]




2. Введение. Революция 30-х годов.



Рассказывать о духовной революции 2030-х может показаться бессмысленным - кто же этого не знает? Однако наша статья предназначена не только для современного читателя, но и для читателей рубежа второго и третьего тысячелетий, поэтому несколько слов сказать совершенно необходимо.
О том, что "реальный мир" - лишь случайное и не основное место обитания человеческого духа, люди догадывались всегда. Во все периоды человеческой истории, во всех обществах, существовали мистические практики. Всегда были люди, настолько в них продвинутые, чтобы на своем опыте ощутить реальность духовного существования.
Для большинства же эта страна оставалась закрытой. Их интереса не хватало, чтобы посвятить годы изучению духовных практик - без уверенности в успехе, в атмосфере постоянных сомнений. К тому же, зачастую мистическое обучение требовало начать с полной смены стиля жизни и ориентиров.
Все силы основной массы человечества уходили на выживание в реальном мире. Некоторые упрощенные, малоэффективные духовные эрзац-техники все же появлялись, но с интенцией, направленной на реальный мир: от "приколись, как я могу" до "дайте денег".
В конце второго тысячелетия, а особенно в начале третьего, все больше людей стали замечать, что бороться за существование уже незачем - что они уже победили в этой борьбе, уже "выжили". Настало время собственно "жить": как в конце народной сказки, "жить долго и счастливо", "жить-поживать да добра наживать" (где "добро" понимается в нематериальном значении слова).
Но это оказалось очень трудно. Ведь вся предыдущая история была историей борьбы за выживание; большинство желаний людей (а поведение человека определяется его желаниями) вне контекста этой борьбы были попросту бессмысленны.
К счастью, и вполне закономерно, именно тогда полноценные мистические практики наконец стали легко доступны для всех. Группа энтузиастов, проанализировав огромный объем мистических текстов, нашла простые и эффективные методы выхода в духовную реальность. Они использовали идею bootstrapping'а, или "раскрутки", из системного программирования, а в качестве основы взяли технику медитации из "Йога-Сутры" Патанджали и переработанные учебные тексты суфиев и дзен-буддистов.
Заметим, что без революции в обработке и распространении информации, случившейся в конце второго тысячелетия, подобное достижение было бы невозможно.
Затем последовал период, условно называемый "битвой с социальными структурами" (о нем подробнее в следующей главе), и победное десятилетие "революции 30-х". Дальнейшее современному читателю известно и так, читателя же рубежа веков мы приглашаем воспользоваться своей неуемной склонностью к предсказательству.




3. Ретропрогнозы "войны с паразитами сознания".



Отсутствие надежных методик было не единственной преградой на пути человечества в царство духа. После открытия техники раскрутки обнаружилась вторая, и более серьезная, преграда: включенность каждого человека в "общество", в различные социальные структуры. Здесь не место для подробного рассказа о социальных структурах. Достаточно сказать, что это примитивные многоклеточные организмы, клетками которых служат отдельные люди. Они, естественно, не обладают разумом; лишь инстинктами, направленными на самосохранение и рост.
Для отдельного человека принадлежность к той или иной социальной структуре (обычно - ко многим одновременно) проявляется в виде специфических желаний. Метаболизм социальной структуры направлен на то, чтобы возбуждать и поддерживать характерные для нее желания в как можно большем числе клеток.
В условиях борьбы людей за выживание социальные структуры были полезны своим клеткам. Можно даже говорить о "симбиозе" людей и социальных структур. Переход же большой массы людей в царство духа был смертельной опасностью для социальных структур, лишавшихся при этом своих клеток. В течение человеческой истории такая угроза всегда существовала: просто вследствие большей сложности отдельного человека по сравнению с содержащими его структурами. Поэтому в процессе эволюции структуры выработали достаточно эффективные методы борьбы с такой угрозой.
[Здесь надо отметить, что все вышеизложенное следует рассматривать лишь как метафору, облегчающую понимание ситуации.]
В книге К. Уилсона "Паразиты сознания" ("Mind parasites", London, 1967) рассказана, на очень высоком уровне достоверности, история освобождения человечества от социальных структур. Многие детали в этой книге являются точными ретропрогнозами. Так, Уилсон правильно предугадал принципиальное бессилие "паразитов" перед каждым отдельным человеком: достаточно осознать свои желания как желания данной социальной структуры, чтобы быть способным вырваться из нее.
Абсолютно точно предсказано Уилсоном первое ощущение человека, полностью освободившегося от влияния "паразитов": спокойствие, ясность, восприятие всех остальных людей, даже очень близких, как незнакомых (но не враждебных, ибо понятие враждебности попросту исчезает).
Интересно проследить корни ошибок К. Уилсона в его подчиненности "паразитам" (общее состояние людей в то время). Вместо анализа природы паразитов, он дает их фантастическое описание, как злобных разумных существ, обитающих в мифическом "коллективном бессознательном" человечества.
[Как и "социальные структуры", "коллективное бессознательное" - лишь метафора, но ее использование контрпродуктивно для достижения царства духа.]
Другая ошибка автора - акцент на огромном потенциале духовных практик в освобождении от законов "реального мира": телекинез, телепатия, обладание неисчерпаемым и необъяснимым источником физической энергии. Частично эту ошибку можно объяснить законами жанра, который К. Уилсон выбрал для своего текста. Но основной корень ее - в подчиненности самого автора структурам "реального мира".
Выбор К. Уилсоном феноменологии Э. Гуссерля как основного инструмента освобождения можно объяснить тем, что для него самого именно это учение сыграло подобную роль; в свое время он был признанным специалистом в этой ветви философии.
[Для справедливости следует сказать, что элементы феноменологии действительно используются в современной раскрутке; а интенциональный анализ текстов - один из основных инструментов ретропрогностики - полностью основан на идеях Гуссерля.]
Интересно, что в романе есть эпизод, с большим уровнем достоверности объясняющий фактические ошибки автора. Когда герои романа сталкиваются с необходимостью рассказать человечеству о "паразитах", они, вместо сложной истины, рассказывают "волшебную сказку" о Великих Древних, потревоженных археологическими раскопками, - лишь потому, что она больше подходит для средств массовой информации. Так и сам Уилсон, вместо истины о "социальных структурах", изобрел разумных "паразитов".
Точное предсказание строения и физиологии "паразитов" можно найти в малоизвестном тексте В. Пелевина "Поколение П" (1999). Один из паразитов, названный автором "оранус", представлен там практически без ошибок. Уровень достоверности еще повышается выбором описываемой ситуации: герой романа осознает свою принадлежность к оранусу, и использует свое осознание к взаимной выгоде для себя и для паразита. Понижает уровень достоверности лишь то, что автор, очевидно, не рассматривает возможности существования многих различных паразитов, и ограничивается лишь оранусом.
К сожалению, влияние текста В. Пелевина сильно снизилось из-за интенциональной ошибки. Вместо планируемой автором продуктивной интенции читателя "О-о-о!", реализовалась непродуктивная "Во, блин, дает!"; а в переводе с редкого русского на общеизвестный тогда английский интенция модифицировалась в еще более непродуктивную "Oh, those Russians!".




4. Альпинисты.



В заключение приведем один из самых красивых примеров ретропрогноза.
Современный альпинизм - углубленное самадхи на текстах древних книг - возник еще до революции, но стал широко распространенным видом спорта только после нее. Альпинизм, спорт 20 века - далекое путешествие по поверхности Земли с последующим сложным восхождением на вершину горы - является, по сути, точнейшим ретропрогнозом современного альпинизма. При всей внешней несхожести, между ними имеется почти точный структурный изоморфизм. Замечено это было давно, и современные альпинисты сознательно переняли многие термины древних, включая самоназвание.
Литература прошедших тысячелетий очень трудна для проникающего созерцания. Без специальных навыков человек может попасть в различные ловушки, сорваться, задохнуться, застрять. Очень легко переоценить свои силы, и тогда исполнение привычного действия из-за какой-нибудь непредвиденной трудности, из-за неверной перспективы, приводит к фатальным последствиям. Заметьте, что это описание подходит и к трудностям покорения гор, с которыми сталкивались дореволюционные альпинисты.
Некоторые совпадения поистине удивительны. Так, две самые сложные для восхождения вершины на территории бывшего СССР - пик Коммунизма и пик Ленина - и названием, и сложностью совпадают с вершинами, популярными среди современных альпинистов. К тому же, как раньше, так и теперь, их необходимо покорить, чтобы удостоиться титула "Снежный Барс" (название титула, впрочем, изменилось: теперь это "Книжный Барс").
Напоследок приведем пример текста из культуры древних альпинистов с рекордно высоким на ретропрогностической шкале уровнем достоверности. Это - песня Ю. Визбора "Вот это для мужчин" (1960-е годы). Возьмем строки: "... но обещайте помнить, и не гасить костры, до после восхождения...". Здесь дан основной принцип техники безопасности современных альпинистов: чтобы покорение вершины было успешным, необходимо, чтобы кто-то из оставшихся "помнил и не гасил костры до после восхождения". Задача поистине трудная, учитывая, что заранее неизвестно, сколько времени уйдет на восхождение; человек, ее исполняющий, должен быть очень близок альпинисту, и зачастую сам нуждается в подобной страховке.
Как всегда бывает с ретропрогнозами, правило о необходимости такой страховки было найдено методом проб и ошибок (последняя ошибка привела к трагедии на Идиоте), и лишь затем было обнаружено в тексте песни чуть ли не столетней давности.
В той же песне есть еще один точный ретропрогноз: "Но есть такой закон - движение вперед - и, кто с ним незнаком, навряд ли нас поймет." Совпадение с истиной настолько точное, что, в соответствии с этими строками, сам Ю. Визбор навряд ли их понимал (ибо упомянутый закон в принципе не мог быть открыт до революции). Последний пример из той же песни: "Отыщешь ты в горах победу над собой" - комментариев не требует.




Примечание редактора.



Этот анонимный документ был обнаружен в одном из старых интернет-архивов; дата последней модификации - 2002 год. Однако уровень достоверности предсказания значительно выше допустимого. Поэтому эксперты считают его послереволюционной подделкой, изготовленной опытным хакером, но не профессионалом-ретропрогностом. Косвенное доказательство тому - неумелые попытки искусственно снизить уровень достоверности путем замены дат и использования устаревших терминов.
Подумав, мы решили опубликовать документ как научно-популярную статью о ретропрогностике. Никаких изменений решили не производить, в том числе и в тексте этого примечания.