Speaking In Tongues
Лавка Языков

эрнст яндль

из книги «обработка кепки»

 

перевела анна глазова

 
 
когда обработка головы уже невозможна,
остаётся по крайней мере кепка (э.я.)
 
 

обычный рильке (1-17)

 
 

уход рильке

 
 
необычный рильке
и обычный рильке
были как братья
 
 
необычный рильке
и обычный рильке
остались бы вместе
 
 
необычному рильке
и обычному рильке
пришлось бы уйти
 
 
необычный рильке
и обычный рильке
знали об этом
 
 

дыхание рильке

 
 
1
 
 
рильке
вдыхал
воздух
 
 
милый воздух
 
 
2
 
рильке
вдыхал
без перерыва
 
 

нос рильке

 
 
вход и выход
воздуха
он знал
вонь
запах
аромат
носовой платок
насморк
 
 

имя рильке

 
 
рильке
отвечал он
когда спрашивали его имя
 
 
рильке
отвечал человек
когда спрашивали его имя
или
не знаю такого
 
 

рильке без рифмы

 
 
рильке
сказал он
 
 
потом сказал
турка
 
 
и тихонько
долька
 
 

лодка рильке

 
 
вёслами плескаясь
проясняясь
 
 
проясняясь
вёслами плескаясь
 
 

ящик рильке

 
 
1
ящик
он выдвинул
 
 
что-то
внутрь положил
 
 
что-то
лежит внутри
 
 
ящик
он задвинул
 
 
2
ящик
он выдвинул
 
 
что-то
лежало внутри
 
 
что-то
он вынул
 
 
ящик
он задвинул
 
 
3
ящик
он выдвинул
 
 
ничто
лежало внутри
 
 
ничто
внутрь положил
 
 
ящик
оставил так
 
 

сундук рильке

 
 
1
крышку
открыл он
 
 
что-то
внутрь положил
 
 
что-то
лежит внутри
 
 
крышку
закрыл он
 
 
2
крышку
открыл он
 
 
что-то
лежало внутри
 
 
что-то
он вынул
 
 
крышку
закрыл он
 
 
3
крышку
открыл он
 
 
ничто
лежало внутри
 
 
ничто
внутрь положил
 
 
сундук
он оставил так
 
 

туфля рильке

 
 
туфля рильке
была одной
из двух
 
 
каждая туфля рильке
была одной
из двух
 
 
рильке в туфлях
всегда их носил
вдвоём
 
 
икрой касаясь икры
рильке
стоял из обеих туфель
 
 

окно рильке

 
 
окно
открыл он
высунул голову
втянул голову в комнату
закрыл окно
 
 
окно
открыл он
воздух утра
проник вовнутрь
воздух вечера
воздух ночи
 
 
окно
закрыл он
 
 

стакан рильке

 
 
рильке взял стакан
налил воды
поднял к губам
выпил
 
 

рука рильке

 
 
рука рильке и рука рильке
повисли на рильке
 
 
рука рильке в руке рильке
одна в другой
 
 
рука рильке в другой руке
в приветствии
 
 
рука рильке у рта рильке
он её осязает
 
 

разговор с рильке

 
 
некто спрашивает
рильке отвечает
 
 
рильке спрашивает
некто отвечает
 
 
ни того ни другого это не радует
ни того ни другого это не удручает
 
 

награда рильке

 
 
это теперь
есть награда ему
 
 
никто не знал точно
что имелось в виду
 
 
рильке
плакал
 
 

противоречие рильке

 
 



глаза рильке



вес рильке


птицебог

 
 
да, я верю что бог
птица что срёт
а я – его помёт
 
 
он меня пошлёт в полёт
кровь в вино тело в хлеб произведёт
 
 
или кусочек для гнёздышка
где его жёнушка
где он и его жёнушка
 
 
 
 

забыть, припомнить

 
 
я сажаю себя на себя
я опрожняюсь
я смываю себя в себя
я смываюсь
я забываюсь
я напоминанию себе о себя
я достаюсь
я приготовляюсь
я поглощаюсь
я перевариваюсь
я забываюсь
я напоминаю себя о себе
 
 

ссанольоны

 
 
в ссанолодках
плывут ссанольоны
по ссанорекам
 
 
ссаноморе
пересекают
в ссанолайнерах
 
 
на ссаноберег
сыпется ссанопесок
сквозь их ссанопальцы
 
 
в ссанобутсах
взбираются они
на ссанные горы
 
 
ссанные ссанодевушки
ими овладевают
с их ссанными поцелуями
 
 
они шарят в воде
ссанохоботами
в поисках ссанокорней
 
 
ссанорозовые,
они плещутся
в золоте ссаносолнца
 
 
в ссанолётах
скользят они
ззаноссчиво в воздухе
 
 
ссанотрупам
ссут
в открытый гроб
 
 
 


 


fabula rasa
 
 
tabula narrat
 
 
 

 
бумажный
уголок




бумажный
уголок
память белое пятно




бумажный
уголок
бумажный
уголок
 
 
 



* * *

 
 
тебя здесь нет
тебя здесь определённо нет
где ты
это ты должен понять сам
если тебе надо
понять где ты сам
но здесь тебя нет
здесь только мы
сто восемдесят три буквы
 
 

как происходит повествование

 
 
вскинут жаждой действия
вскинут жаждой действия
вскинут ей
и всякий раз вскинут
и долгий
 
 
и долго им потом не удалось
 
 
долгий расказанный рассказ
 
 

7 признаков

 
 
судя
по этому
 
 
и судя вот
по этому
 
 
и судя вот
по этому
 
 
и по этому
и по этому
и по этому
 
 
и по этому
в сущности тоже
 
 

параллельно

 
с моста
с моста

смотрят
прыгает

люди
некто

в воду
в воду

 
 

кукольный театр

 
 
голова петрушки – всходит день
а удар дубинкой – упадает тень
 
 

рубашка

 
 
выглядит
ли рубашка грязной, это
неважно; важно,
грязна ли она.
 
 
грязная
ли рубашка, это
неважно; важно,
заметна ли грязь.
 
 

холодильник

 
 
он мастурбирует,
не прекращая.
он сотрясает весь дом.
 
 
передышка:
подберёшься,
рванёшь за дверцу
— тотчас
прекращает.
дверцу захлопнешь; какой
хоть ненадолго покой.
 
 

друг друга

 
 
мы снова ели друг с другом
мы снова сидели друг подле друга
мы снова ушли друг от друга
нам снова друг друга
не нужно
 
 

чем занят я сегодня

 
 
чем занят я сегодня
тем занят я сегодня
я отвечаю сотне
людей на их вопрос
 
 
я отвечаю сотне
людей на их вопрос
чем занят я сегодня.
тем занят я сегодня
 
 

её ответ весне

 
 
небесно-
нет, незабудково-
голубая
шляпа, или абажур –
 
 
шляпа! пожилой,
полноватой,
пожилой
дамы,
 
 
против, за нею,
куста или дерева,
из матово-
красных бутонов.
 
 

музыка

 
 
1
музыка из бутылки и из
туфли, кислые розы и пыль из
подмышки, лампа, принятая, как есть, нет
тумана из линзы очков, и округлость
трофея, воткнувшегося в ладонь.
 
 
2
музыка позеленела и то, что понятно,
то что понятно о ней и при ней и касаясь
её, о этот оторванный край,
о отточенный профиль, склеенные
крысы, лягушка-подушечка для иголок.
 
 
3
музыка, позеленела она – предложение и
с музыкой меньше воспринято как оно есть
чем скажем какое-то предложение: музыка —
преопределённое нечто и многие без
колебаний готовы принять предложение
склеивать в музыку крыс.
 
 

соната

 
 
правой ногой упираясь в педаль
а левым мизинцем оставшись на месте
правой ногой упираясь в педаль
а правым мизинцем оставшись на месте
четвёртым левым пальцем оставшись на месте
правой ногой упираясь в педаль
четвёртым правым пальцем оставшись на месте
левым средним пальцем оставшись на месте
правым средним пальцем оставшись на месте
правой ногой упираясь в педаль
левым указательным пальцем оставшись на месте
правым указательным пальцем оставшись на месте
правой ногой упираясь в педаль
оба больших пальца остаются на месте
правой ногой упираясь в педаль
 
 

пьеса для двух рук

 
 
правая рука ударяет
левая рука ударяет
обе руки ударяют
 
 
правая рука ударяет по правой руке
левая рука ударяет по левой руке
обе руки ударяют в обе руки
 
 
обе руки ударяют в правую руку
обе руки ударяют в левую руку
каждая рука ударяет в обе руки
 
 
ударить без правой руки
ударить без левой руки
ударить без рук
 
 

фанатичный оркестр

 
 
дирижёр поднимает палочку
оркестр взмахивает инструментами
 
 
дирижёр открывает рот
оркестр издаёт злобный вой
 
 
дирижёр стучит палочкой
оркестр измолачивает инструменты
 
 
дирижёр взмахивает руками
оркестр порхает в воздухе
 
 
дирижёр опускает голову
оркестр пресмыкается на полу
 
 
дирижёр потеет
оркестр борется с бушующей водной массой
 
 
дирижёр поднимает взгляд
оркестр врезается в небо
 
 
дирижёр охвачен огнём
оркестр рассыпается в пламени
 
 

нечто на полу

 
 
нечто на полу
охватить взглядом
нечто охваченное взглядом
поднять с пола
нечто поднятое с пола
сжать в кулаке
нечто сжатое в кулаке
внимательно рассмотреть
нечто внимательно рассмотренное
выпустить на пол
нечто выпущенное на пол
увидеть отползающим
 
 

перед большой тишиной

 
 
она клубится туманом
вокруг меня
она проникает туманом
в меня вглубь
она парит туманом
из моих губ
и пишет слово обмана
смерть полезна
 
 
шум шум шум шум
вокруг меня
шум шум шум шум
в меня вглубь
шум шум шум шум
из моих губ
шум шум шум шум
перед большой тишиной
 
 

сказал

 
 
сам сказал
своё сказал
немо сказал
 
 
сам сказал своёму
своё сказал нему
немо сказал саму
 
 
сам сказал им
своё сказал им
немо сказал им
 
 
сам сказал сам
своё сказал своё
немо сказал немо
 
 

стеклодни 1-14

 
 

1 переулок франца хохедлингера

 
 
куда я идтим
лежам плевам
собачьим колбаскам
пьяная рвота
 
 
я думам должном
в рот брам
лизам глотам
думам должном не хотем
 
 

2 колбаска

 
 
съем колбаскам
с ней выпим кружка
съем ещё одна колбаскам
с ней выпим ещё кружка
других слушам говорим
на других ем смотрем
съем колбаскам третья
с ней выпим третья кружка
 
 

3 человеческое усердие

 
 
ленем
это не читам никакая книжка
это не читам никакая газета
это вообще никакое не читам
 
 
ленем
это не учим никакое читам и писам
это не учим никакое считам
это вообще никакое не учим
 
 
ленем
это не шевелим никакой палец
это не брам никакая рука
это вообще никакая не работам
 
 
лень
пока рот открываться и закрываться
пока воздух вдыхаться и выдыхаться
это вообще никакое
 
 

4 хорошо одеждок

 
 
на я надето шляпок
хорошо шляпок
на я надето пиджак
хорошо пиджак
на я надето галстук
хорошо галстук
на я надето брюк
хорошо брюк
на я надето ботинок
хорошо ботинок
на я надето рубашк
хорошо рубашк
на я надето подштанник
хорошо подштанник
на я надето носок
хорошо носок
я под низом голеньк
хорошо голеньк
 
 

5 рукы

 
 
мне случамся видем целовам рукы
ты не говорим ты боямся
я не целовам рукы
мне случамся видем он целовам она рукы
ты не мочь говорим ты боямся
я не целовам она рукы
 
 

6 снаружи павлик

 
 
снаружи павлик
внутри розмари
снаружи нормальный парень
девчонка внутри
быть искателем
быть ненаходителем
быть смотрим смотрим
качам головой мужчины
на женщим показывам пальцы
 
 

7 знать искать

 
 
я что искам
я не знам что искам
я не знам как узнам что искам
я искам как узнам что искам
 
 
я знам что искам
я искам как узнам что искам
я знам я искам как узнам что искам
я знам что
 
 

8 начало весны

 
 
белым я знам снежем
мёрзнум пальцым укусим
ногим лёд скользим
носом я кап-капам
 
 

9 в граб

 
 
покойся пухом
земля тебя
твой не твердем
твердем ты сам
 
 

10 визит

 
 
доктор я не можем кончим срам
ты мне дам средство для кончим срам
 
 
доктор я не можем кончим говорим ой ой
ты мне дам средство для кончим говорим ой ой
 
 
доктор я не можем кончим говорим в голове когда хотем спам
ты мне дам средство для кончим говорим в голове когда хотем спам
 
 
доктор я не можем кончим подыхам
ты мне средство дам для подыхам
 
 

11 знам любим

 
 
на ружи и внутрим
любим жам
знам же новом
делам любим
 
 
ничего ни одно знам
делам нов любим
на ружи и внутрим
сжатом бым осталом
 
 

12 нога цветок

 
 
я есм нога цветок
ты не понимам
я есм нога цветок
нога я для цветок
 
 
я не есм листок
я не есм стебель
я не есм корень
я не есм лилейный ангел
 
 
я есм стоям
я есм идтим
я есм сидем
я есм лежам конец концов
 
 
я есм нога цветок
ты не понимам
я есм нога цветок
нога я для цветок ходим
 
 

13 здесь только день

 
 
только день в стеклы
я виды насквозь
виды мруды и коньцы
и не боямся
 
 
и всё же опасамся
не мруды и коньцы
но карлицы как гигантцы
и земная вечность
где небы помогы
 
 

14 как предким земли

 
 
это меня опускам
это меня поднимам
что я не знам парим
не смем задохнумся захлебнумся
 
 
я в холодном краюм
иногда жам матери руку
мой разум молчам
её тут давно не бывам
 
 
мой разум молчам
свистем сквозь ушим
снова не бым мне бым рождам
пока не войтим в землю как предким земли
 
 

потерянный сын

 
 
сын! сын!
зовёт отец
потерянного сына
 
 
отец! отец!
зовёт отца
потерянный сын
 
 
сын! сын!
зовёт мать
потерянного сына
 
 
мать! мать!
зовёт мать
потерянный сын
 
 
брат! брат!
зовёт сестра
потерянного сына
 
 
сестра! сестра!
зовёт сестру
потерянный сын
 
 
брат! брат!
зовёт брат
потерянного сына
 
 
брат! брат!
зовёт брата
потерянный сын
 
 
на помощь! на помощь!
зовут в конце концов
все
 
 
на помощь! на помощь!
зовут в конце концов
все
 
 

когда

 
 
в начале
была земля
пуста
и пустынна
 
 
но полной
цветущей
будет она
 
 
когда ты
покинешь её
 
 

дважды столько

 
 
я новорожден
и я ухожу
и я возвращаюсь
и мне шесть месяцев
и я ухожу
и я возвращаюсь
и мне один год
и я ухожу
и я возвращаюсь
а мне два года
и я ухожу
и я возвращаюсь
это мой четвёртый день рождения
и я ухожу
и я возвращаюсь
восьмилетним школьником
и я ухожу
и я возвращаюсь
в шестнадцать я едва узнаю себя
и я ухожу
и я возвращаюсь
тридцать два хорошая дата
и я ухожу
и я возвращаюсь
я в шестьдесят четыре
дважды столько мне уже не пройти
 
 

на границе

 
 
ты гофорить дойтс?
гофорить ты дойтс?
ты знать вольфн бирман?
ты знать райнер кунцен?*
гофорить ты дойтс?
ты видеть мой паспорн –
ты знать эрнстн яндльн?
он ты не знать должн
ты хорошен мальчин
вольфн бирманн ты не знать должн
ты хорошен мальчин
райнер кунцен ты не знать должн
ты хорошен мальчин
ты знать должн
лишь толькн
дойтс демократск республикн
 
 

семь заметок 5.12.76

 
 

ты

 
 
я говорю
ты
 
 
медленно
я говорю
ты
 
 
очень медленно
я говорю
ты
 
 
целый
очень
долгий
выдох
я говорю
ты
 
 

стул

 
 
лёгкий
чёрный
складной стул
 
 
на нём
пачка
газет
от разных
дней;
 
 
не ис-
пользованная
спинка
 
 

печка

 
 
я слышу
треск
печки,
масла
в печке
 
 

капсула

 
 
маленькая
совка
содержит
 
 
четыре
серебрянных
стаканчика
 
 
один
наполнен
сливовицей
 
 
сейчас
потом опять
потом опять
 
 

дверь

 
 
белая
дверная створка
отражается
в жёлто-коричневом
паркетном полу
 
 
высокая
белая
узкая
створка
 
 

у пишущей машинки

 
 
чаш-
ки
 
 
паль-
цы
 
 
на-
бор
 
 
пере-
стук
 
 

бросаю

 
 
«это
не
переживание
 
 
а
лишь
привычка»
 
 
себе говорить
неделями;
 
 
потом
плоский
сосуд
 
 
медленно
снова
наполнять
 
 
окурками
и пеплом
 
 

беглость для дошкольников

 

растущий пианист

 
 
один палец
десять роялей
 
 
два пальца
девять роялей
 
 
три пальца
восемь роялей
 
 
четыре пальца
семь роялей
 
 
пять пальцев
шесть роялей
 
 
шесть пальцев
пять роялей
 
 
семь пальцев
четыре рояля
 
 
восемь пальцев
три рояля
 
 
девять пальцев
два рояля
 
 
десять пальцев
один рояль
 
 

скоро он охватит октаву

 
 
пьян
 
 
пьян
пьян
 
 
пьян
пьян
пьян
пьян
 
 
пьян
пьян
пьян
пьян
пьян
пьян
пьян
 
 

две учительницы по пианино

 
 
фройляйн лешка
фройляйн лешка
 
 
фройляйн лешка &
фройляйн лешка
 
 
фройляйн лешка &
сестра фройляйн лешка
 
 
сестра фройляйн лешка &
сестра фройляйн лешка
 
 
сестра фройляйн лешка &
фройляйн лешка
 
 
фройляйн лешка &
фройляйн лешка
 
 
фройляйн лешка
фройляйн лешка
 
 
& и герр лешка
очень тугоухий
плотник
 
 

up and down: соло для фортепиано

 
 
папа
мама
эрнст
 
 
папа
мама
эрнст
роберт
 
 
папа
мама
эрнст
роберт
германн
 
 
папа
эрнст
роберт
германн
 
 
эрнст
роберт
германн
 
 

левая и правая рука

 
 
ПЬЕСА ДЛЯ ФОТРЕПИАНО
 
 
плюм
плюм
плям
плюм
плюм
 
 

лоцманы

 
 
обе мёртвые от папирос
задние лапы под нос
хирургу я зашвырну
на золотой столик для завтраков
рядом с корнфлексом
 
 
а мои передние лапы
выбирают тем временем курс
сквозь океан дыхательного
воздуха для кораблей табака
в задохнувшийся рот-порт
 
 

желудок

 
 
мой желудок воет собака
как будто смерть близка
в ожидании смертного знака
если б вдобавок собачья тоска
 
 
или хотя бы собачьи рога
чтобы меня проткнуть
 
 

надписанное кресло

 
 
гарри и ангелике
 
 
я имем креслом
крупном написам ЯНДЛЬ на спинкам
когда я вдруг не знам
я это бым или не я
стоим только сем
и ждам пока кто-то
зайтим мне сзадим и шепнум
 
 

тогда из любви

 
 
в противоречие к намеренью
приведшему к покупке этого предмета
тогда из любви
к этому пистолету (этому револьверу)
остаться в живых.
(верёвка, таблетка
представляются в этом контексте надёжней.)
 
 

времена года

 
 

1

 
 
родившийся в августе
начинает летом
продолжает осенью
потом знакомится с зимой
и заканчивает весной
 
 

2

 
 
лето
это ад.
 
 
осень же
это ад.
 
 
совсем не так зима;
зима это ад.
 
 
зато весна
это ад.
 
 

3

 
 
умерший летом
начал осенью.
 
 
умерший зимой
начал весной.
 
 
умерший осенью
начал зимой.
 
 
умерший весной
начал летом.
 
 

4

 
 
(крест)
голова в лете
ноги в зиме
правая рука в весне
левая рука в осени
 
 
(поворот)
голова в осени
ноги в весне
правая рука в лете
левая рука в зиме
 
 
(поворот)
голова в зиме
ноги в лете
правая рука в осени
левая рука в весне
 
 
(поворот)
голова в весне
ноги в осени
правая рука в зиме
левая рука в лете
 
 
(поворот)
голова в лете
ноги в зиме
правая рука в весне
левая рука в осени
 
 

5

 
 
север
юг
восток
запад
 
 

семья

 
 
сестра
это дочь
всегда
 
 
сын
это брат
возможно
 
 
мать
всегда
женщина
 
 
мужчина
никогда не
мать
 
 

о давлении

 
 
что-то давит
когда кто-то чувствует
что что-то давит
 
 
ничего не давит
когда никто не чувствует
что что-то давит
 
 
нужен кто-то
кто чувствует
чтобы что-то давило
 
 
никто не нужен
чтобы не давило
 
 

второе

 
 
давить
давителя.
 
 
прошу давить
давителя.
 
 
я за нос не водить.
не водить.
 
 
давитель.
давление.
 
 

угрожающий ландшафт

 
 
горы в поволоке;
в поволоке
 
 
долины в поволоке;
 
 

срущий человек

 
 
штаны
спустив
сидит он
 
 
и смотрит
на голые
колени
 
 
и это происходит
в нём
с ним
из него
 
 
всю жизнь
одно и то же
одно
одно
 
 

портрет

 
 
синяя
она
имеет смысл для
того, кто её знает.
синий знают все.
 
 

оставшиеся

 
 
толстую
косу
из волос
 
 
(брюнетка
говорилось,
она брюнетка)
 
 
нашли мы
среди
его вещей.
 
 
он отрезал её
у мёртвой;
таков он был.
 
 
теперь
когда он тоже
уже мёртв
 
 
мы берём её,
один из нас,
кончиками пальцев;
 
 
и кидаем в мусор.
 
 

какое утешение

 
 
кто уже не может так уж очень хорошо
кто уже не может так уж хорошо
кто уже не может очень хорошо
кто уже не может так уж очень
кто уже не может уж очень
кто уже не может так
кто уже не может
 
 
за того это сделают другие
да за того это сделают другие
за того это сделают же другие
за того это сделают другие же
да за того это сделают другие же
да за того это сделают же другие же
 
 
дюжинно
сотенно
тысячежды
миллионожды
же
миллионожды
 
 
какое утешение
 
 

обновка

 
 
не мало
нет, не мало; но,
может быть, велико, чуть-чуть велико;
может быть, чуть-чуть велико.
с самой покупки
меня занимает
этот вопрос.
у каждой витрины
меня интересует не одежда
а стекло в качестве зеркала
отражающего мой бок.
и каждого прохожего
тянет спросить;
но я сдерживаюсь.
 
 

смешанное предложение

 
 
не время года
не год
не время
 
 
не жара
не тепло
не прохлада
не холод
не мороз
 
 
не сырость
не слякоть
не сушь
 
 
не свет
не тьма
 
 
не грохот
не шум
не звук
не шорох
не тишина
 
 
 
кха
соба
кха
соба
кха
соба
кха
соба
кха
 
 

«кашляющая собака»

 
 
 

в постели, просыпаясь

 
 
кусочек чёрной шерсти – нет
муха, а рядом
нежная ножка.
 
 

праздник утра, 8 сентября 1977

 
 
фридерике майрёкер
 
 
я найти одно мухо в постело
ах и утро так тепло согрело
так хотело к теплочеловеко
но пробралось по подушко
я найти на одеяло ни пятно
сорвано долой лишь нежно ножко
и другие ножки, крылышки
прикреплённо к этой чёрной вещи
и которой мир уже не важно этот
ах и утро так тепло согрето
 
 

из истории одной старой комнаты

 
 
предпредпредпредпредпредпредпреддверие
предпредпредпредпредпредпреддверие
предпредпредпредпредпреддверие
предпредпредпредпреддверие
предпредпредпреддверие
предпредпреддверие
предпреддверие
преддверие
 
 

игра в гляделки

 
 
когда я взглядам внутрим твоим глазам
passer-by passer-by
ты сразу искам вещим на землем
почемум? почемум?
я могилум? я камнум?
я монетум?
или если тым красивым
венским girl венским girl
и я тебя трогам взглядом
passer-by венским girl
ты сразу искам вещим на небум
почемум? почемум?
я шарум? я самолётум?
я звёздум?
 

библиотека

 
 
так многом буквом
которым из словом их некудам дем
 
 
так многом словом
которым из фразом им некудам дем
 
 
так много фразом
которым из текстом некудам дем
 
 
так многом книгом
и так многом пылим на ним
 
 
уборщица добрая
с метёлкой для пыли
 
 

пара, за 50

 
 
что один из них
должем
будет имем дальнейший отрезок жизни
пускай
он ещё долго не наступим
и будет коротким
 
 

телом и вечном

 
 
телом
есм
разрушаемом.
если я не разрушам
ты разрушам;
если ты не разрушам
я разрушам;
если ни ты ни я не разрушам
оно разрушам;
телом
есм
разрушаемом.
 
 
вечном
есм
помышляемом,
лучше
помышляемом.
но нуждаемо
зато
силом
и возможно
молящим.
вечном
есм
помышляемом.
 
 

пёс-быть

 
 
пёс
временно
ждёт
 
 
взрослый-быть
человек-стать
ждёт
 
 
ждать
потом
бросает
 
 
только теперь
по-настоящему
пёс-бывает
 
 

изменение пола

 
 
вот пришём одим пёс в кухнюм и украм
у поварам яйцо (имем в видум: мудим)
и взям у поварам ножам
и отрезам себем яйцо номер два (имем в видум: муди нумеро два)
и навалилимся на псам и заревем: ВЕЗЁТ ТЕБЕ!
и себем ножом проткнулим грудим (имем в видум: сердцем)
и тоже изменилим себем полом, имем в виду:
совсем изменилим себем и упалим подкошенном на полом.
потом это вошлом в трубум, и таким образом
вышлам песням, котором известном всем.
 
 

обработка кепки

 
 
я сням шап
шап на голове сням
шап тесн тесн
шап тесн тесн
шап тесн тесн
шап тесн тесн
сунь в него колен
шап тянун тянун
шап тянун тянун
обеими руки растяг
ввяз колен
обеими руки растяг
шап тянун тянун
ввязаный шап
 
 

сладким часом

 
 
когда я утром просыпам
не говорим
с добрым утром
 
 
когда я вечером под одеялом
не говорим
спокойном ночем
 
 
когда я вечером под одеялом
часами я думам
как засыпам
 
 
когда я утром просыпам
часами я думам
как вставам
 
 

без рта

 
 
говорим я умем
слово крутим во мне крутим
но в основном я нем
где без ухом
там без рта
кроме ем пим курим
 
 

ехам

 
 
ты с твоим бешеным ехам
жим, жим
меня кошмарном пугам
я лучше ехам в медленном
калечим, калечим
можем бым в катастрофам
жизнем калечим
можем бым в катастрофам
жизнем остановим
 
 

о смехам уссачка

 
 
захлебним собственным до уссачки смехом.
(шуткам). ты лежим, неподвижным
ни сантиметрам движениям в твоём силам
и так из наимелейшим впадим, мелейшим лужем
из твоём ссаньём тебем не поднятьсам, воротямордом,
то есть с мордоворотом губам и носам, сдохнум задохним
захлебним до уссачки смехом шуткам – не вздрогнем
смехом земном шарум.
 
 

о языкам

 
 
писам и говорим на мёртвом языкам
это демонстрировам наскольком далеком
зашло разложением: его дымящимся
жизнем взям на лопатам словам
и демонстрировам как вонючум кучам
которым их. нет больше пощадом
нет больше смещениям. или словам, тоже вонючим
из мёртвом языкам в любом случаем
в маскам на правдимым историям им разъеденным
проказом наборщиком. вопросом – умертвлённым ли.
 
 

о свечением

 
 
если ты потерям себям своём уверенном писам как
пишущим; если ты потерям уверенном в собственном
творчеством; если ты потерям методым, техникум
судим о живом и мёртвом; если ты потерям
составлям словам в предложениям; если ты потерям
самим словам, все словам, у тебям
нет ни словам: тогдам очевидном
видном станем твоё свечением, освещам ты тропум
этим гиенам, ты фософорицирум падалем!
 
 

о лекарством

 
 
некоторым которым никогда не думам бытем лекарем
позднеем решим статем доктором, чтобым имем
домступом к различным лекарствам, веселяющим
псюккофармакам, к тем, которым усыпляющим
барбетурнепсам, и потом имем однум дозум летальнум
а именном для собственном удалениям из грязным
глазам ебучем жизнем. но не преждем чем поимем
всем прелестим всевозможным опиатом и морфиумомом.
 
 

о женщинам

 
 
не бым лучшем мужчим как онанистам, оним
оставлям покоя женским вонючим пиздум, им
оставлям эмансипанциям, им не-трогам-меня-грудим;
не наполням им животам плодом, которым женщим
потом высирам должным в родам и лепим к мужим всё жизм
и роботом для женщим и родам и слышам их крикам: не
хорошим ты не хорошим и всегда утирам опухшим
красносиним щекам этим святым выносим наружум трубящим
о ним бесправным страдательным подавленным
покам прижимам он губам к рукам этим свинам.
 
 

о временам

 
 
чтом сегодням сегодняшним днём сраным днём
чтом вчерам вчерашним днём бым сраным днём точно там жем
будем завтрам завтрашним днём будем сраным днём точно там жем
и таком образом выстраиваем сраным неделем
и сраным неделем и сраным неделем
и таком образом выстраиваем сраным апрель
и к нему прицепом сраным июнь сраным июль сраным август этем сетерром
и таком образом выстраиваем сраным годом
и на каждом четвёртом сраным високосным годом
и каждом сраным годом имеем следующим порядковым номером
тысячадевятьсраносотсемдесятсемьсрань
сранотысячадевятьсотсраносемдесятсрановосемьсрань
и таком образом выстраивам сраным жизнем
шог за шогом ызнаём о рождениям
и этом простом до смертим усрам
 
 

сённь

 
 
сённь я поням (слёзнь)
что я в четырндм лет
четырндм лет!! потерям я потерям
свою мам (мамам) – и сённь
(слёзнь) мнем на двацапям
лет большем!! я (ё)
поням: сёнь! слёзнь! слёзлилуя!
её к себем вздял баг
и с тем пором я так и не смаг. (никааак)
утешем! утешем!
 
 

вина

 
 
это грьазное вина
я наливаем им
им до днам наливаем стаканчик
грьазным вина
а потом у меням
подо носом
у меням там
ротом у меням этотам
этотам это ротом
этотам это ротом это там
подо носом
куда я заливам внутрям
до днам из стаканчикам
грьазном вина
в этом ротом этотам я заливам внутрям
грьазном вина
безо днам безо днам подо носом этотам
 
 

туалет

 
 
туалет, каком у вам туалет!
обойдём вокруг платья
найдём потом дверем
на нём «человечком»
войдём внутрем
найдём канавкам
расстегнём штан.
ты знам что дальшем?
да я знам что дальшем.
ну я обойдум вокруг платья
найдум потом дверем
на нём «человечком»
войдум внутрем
найдум канавкам
расстегнум штан
не найдум ничево там.
быстром застегнум штан
быстром наружум
найдум дверем рядом
на нём «женщиным»
удивлям
каком образом
надо жем забым.
 
 

олимпия

 
 
машинка на печатать, печат-
ная машинка, это машинкам чтобам
ты за неё держатем, тебям с под-
вижнымам пальцам, пальцам ПОДВИГАМ/ВИЖНЫМ
чтобам держам (но не укре-ПЛЯМ, ам
наобором:): ДЕРЖАМ – почемум почемум
ты не держам таким образом тогдам
за языкам на каком говорям
каждым и всеми будем и будем говорям, на
красивом: и внезапно всё так тихо, но не
из-за все-знания…
 
 

лоза

 
 
то что я не могум то что однажды
мочь я мог, этом в природем
лежащим процессом – я флор, фло-соль, флоболочка
я процесс, содержимый
природой; потому что в свету
есть лишь точка лишь, где
лишь, где
связей выходы-входы и хитрость природы. это
одном поколением, природым, народам связем
связем и фило-со-филы, это
на связям навяз на навязанным хлоро- хромо-
сомым, сомым, это сомые: извлечь и связи и плечь
о мочи лозу
 
 

об искусстве сна

 
 
что искусство доступно не в каждый момент,
знает каждый христианин/младенец: вера нуждается
билости божьей (искусстве благословения); или
искусство готоовить испортило не одну стряпню
(не говоря уж о стряпуухе). яйцо
это не яйцо, а заготовка
для человека и курицы. и как
они непохожи… человек
различает человека, в курице –
курицу. но здесь, как говорит заглавие,
речь пойдёт об искусстве сна.
(это риторическое стихотворение.)
 
 
всякий вечер я, как демократ, выбираю,
уже сделав выбор из пива, шнапса и вина,
из средств искусства сна – тщательно
и редко больше трёх различных
(надеясь на тонизирующий эффект,
отпрыск молитвы, позже страх импотенции)
ч т о    у    м е н я    е с т ь    (на 27.2.78):
теместа 2,5; мозамбин плюс; бетадорм н (в фрг
без рецепта!); труксал; труксалетты (последние до
6 штук; можно и 10); пердормал (внимание:
барбитурат; всегда иметь два пузырька на всякий случай); валий 5;
лимбитрол; синебарбо; ново-долестан; (в фрг без рецепта;
точно такой же состав как у бетадорма н, см. выше;
и тот, и другой без брома; две разные фирмы;
совсем разные упаковки); валдисперт
(драже с валерьянкой; нулевой эффект); методрил;
адумбран; адалин (с бромом; в фрг пока без рецепта).
 
 
к тому же, я весь вечер листая благословлял
доктора пауля лютса «словарь лекарств»
ты подарило нам, милое издательство моих стихов
(лухтерханд), теперь уже во мной самим застеленной постели
(дай бог не иметь во век никакая домохозяйка),
ища употреблённые этим вечером; другие; в конце концов,
незнакомые, многочисленно (патруль надежды!)
и сердясь (уходит и таблеточный сон) о
том что некоторых собственных и не найти.
 
 
кровать не спасает (не постоянно)
я подчиняюсь двойному подъёмопозыву:
походу в кухнюх (курихнюх) хлеб сыр фрукт съесть
и табакопозыву выкурить сигарету,
что я, чтобы не возгореться, оглушённо
проделываю в постели, потом обычно на локтях,
опёршись, помешать желанному искусству сна.
(почти никогда алкоголь не берётся в постель: нужную дозу
для укрепленья мыслей и действия таблеток
я принимаю раньше; напоследок
читаю с наслаждением повторно книжку-перед-сном:
читаю слово, фразу много раз и понимаю,
что ничего не понял, превращаю, значит,
любую книжку в книжку гертруды штайн.
но всё равно – искусства сна не познаю.)
 
 
есть лишь один надёжный знак искусства сна,
и для него мне нужно из постели вон, и это АТАКСИЯ:
сползаю медленно, чтоб не разбить колено,
сползаю медленно я на колени медленно
и медленно ползу, как сдвинутый паломник,
нашаривая на полу руками твёрдые предметы,
ведь и с колен упасть несложно – как вперёд,
так и назад и вбок – в таком-то состояньи;
ползу к тому, что кажется постелью, вот,
моя постель, отчётливо её распознаю; а червячок
мышленья не раздавлен, наоборот:
не может быть ясней, но мог бы
при ужасающем падении на этот твёрдый
сапог разбиться в лепёшку.
 
 
на следующий день с утра – хорошая была ночь –
себя вытаскиваю из постели,
в семь уже слышу дерьмовые новости
нащупываю и выключаю
и завожу например сонни роллинз, на пластинке,
например про саксофон как планка, никогда
не опускающаяся; ерунда, но
какой-нибудь домохозяйке, возможно,
было б интересно (я не имею чести, как известно).
 
 
потом я ощущаю, ведя себя в направлении туалета и ванной,
у меня всё ещё немного АТАКСИЯ,
но не настолько чтобы на колени
(детское воспоминанье о молельне
утром), а лишь настолько чтобы осторжно
передвигаться опираясь на стул, дверь, ванну, шкаф.
я принимаю гору витаминов, саридон,
антидепрессанты, энергетики, аналептики, кофе, кофе,
и до вечера буду здоров (кроме
наждачного языка и достаточно ясной тупой башки,
которые в системе моего бодрствования
считаются симптомами здоровья.)
 
 
 



* Вольф Бирманн – поэт-песенник, изганный из ГДР в 1976 г.; Райнер Кунце – поэт, писатель, эмигрировавший в ФРГ в 1977 г.