Speaking In Tongues
Лавка Языков

Юрий Кабанков

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГОСПОЖЕ ИРИНЕ ИЛОВАЙСКОЙ, ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ ПАРИЖСКОЙ ГАЗЕТЫ «РУССКАЯ МЫСЛЬ»





Уважаемая госпожа Иловайская!


В «Русской мысли» от 2-8 февраля сего года православному читателю, что называется, «оцарапал глаз» один абзац Вашего «Обзора событий», где говорится о геноциде еврейского народа во время Второй мировой войны и, в частности, фраза: «Смысл истории человечества... -- это решение уничтожить целый народ...»
Ежели говорить о некоторой стилевой нестыковке, то стоит сказать и о том, что вряд ли это «решение» имело «смысл». Скорее здесь более уместно было бы говорить о некоем бесовском наваждении, дьявольской бес-смыслице. Но в данном случае даже не в этом дело, не в стиле, так сказать. А в том, что Вы -- сознательно или не осознавая того -- смешали и замесили два неслиянных, по сути, аспекта: политический и метафизический, вызвав тем самым, если можно так выразиться, аннигиляцию собственного умозаключения.
«Смысл» этого Вашего умозаключения явлен в том, как легко перекладываете Вы тяжесть метафизическую (т.е. непреходящую) с вины заблудшего народа, отвергнувшего воплощенную Истину (Мф. 12, 43-45) на некую «вину» всех христиан, заключающуюся, как Вы сказали, в решении уничтожить «избранный народ»,
Кавычки здесь не для того, чтобы унизить и уничижить законное самоуважение нации. Однако представить какой-либо народ перманентно «избранным» в истории -- по меньшей мере, абсурд.
Конечно же, никто не станет отрицать, что этот народ в своё время был избран Господом нашим и подготовлен Им для рождения в нём Мессии, Сына Божьего, нашего Спасителя. Однако здесь «функция избранничества», метафизическая функция, естественным образом заканчивается, и начинается обычный бытовой «социум» с естественной ностальгией о былом избранничестве, т.е. проблема из разряда мистических переходит в разряд, так сказать, социально-политических. Мистика же «решения уничтожить целый народ» присутствует тут на уровне того же дьявольского наваждения, впрочем, как любое другое преступление шестой Заповеди. Тем более -- когда Заповедь сия ограничивается магическим кругом «своих», не имея действенности вне круга «избранного народа».
Я думаю. Вы не станете отрицать, что и ныне иудеи пестуют в качестве злободневных некоторые ветхозаветные идеи, исторически отмененные новозаветным Благовестием. Вспомните (или перечтите) Второзаконие (12, 2-3): «истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах, и на холмах, и под всяким ветвистым деревом. И разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того».
Трагедия еврейского народа, завершившаяся пятьдесят лет назад, поименованная древним словом «шоах» (т.е. «бездна», «тьма», «уничтожение», «великая беда», «катастрофа»), имеет, к сожалению, свои метафизические корни, и Слово Божие должно было, как это ни прискорбно, неминуемо исполниться, несмотря на весь наш человеческий плотский ужас: «И придёт на тебя бедствие ("шоах"): ты не узнаешь, откуда оно поднимется, и нападёт на тебя беда ("шоах"), которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придёт на тебя пагуба ("шоах"), о которой ты не думаешь.» (Исайя, 47, 11).
Другое дело, что исполнители сего прокляты от веку по слову Благовестия, ибо соблазны должны прийти в мир, но горе тому, через кого они приходят. Сталины и гитлеры -- эта саркома мудрствования человеческого -- всегда были и будут в этом мире. И пребудут действенным орудием дьявола, ибо «зло, -- как писал Н.И.Тургенев Чаадаеву, -- чтобы не погибнуть, должно быть, так сказать, осуществлено, в одной мысли оно жить не может». Дьявол любого из нас -- и Вас, и меня -- может при случае использовать как орудие зла, -- ежели мы не отступимся от умышленно злого памятования.
Вспомним о том, что существует «грех» как понятие метафизическое и «греховность» -- как грех воплощённый, осуществленный. И острия нашего неприятия и брани нашей извеку должны быть направлены в сторону первого (Еф. 6, 12); огульное же осуждение второго (т.е. грешников) чревато рукотворным умножением зла в этом мире. Вспомните слова Иисуса о мучителях Его: «Отче! прости им, ибо не знают что делают» (Лк. 23, 34). Вспомните, что быть богоизбранным -- значит быть богооставленным, -- как Иисус в последние минуты перед смертью Своей.
Смирение, о котором столько рассуждал столь чтимый интеллигенцией Достоевский, -- вот ключ, которым запираются тайники зла и широко отворяются двери благодати.
Пусть да не покажутся мои рассуждения циничными на фоне трагического «юбилея». Дело ведь не в количестве жертв -- у кого больше, -- а в сути самого сатанизма.
Вот молитва, обнаруженная в архивах одного из фашистских концлагерей. В ней -- воистину христианское (т.е. вселенское, а не узкоместечковое) отношение жертв к палачам -- бесноватым, т.е. одержимнх бесом. И лишь так возможно в какой-то мере избыть зло, захлестнувшее мир сей. Только -- что весьма важно! -- не сию минуту, и даже не «здесь и теперь» (ибо сиюминутность -- для отринувших от себя Жизнь Вечную), но -- «по окончании сроков», когда «времени уже не будет». Вопрос о том, какими мы предстанем пред Судом Божьим, «аще душа отхлынет, изнывая, и воды разума, беспомощо лучась, сомкнутся над опустошённым ликом...»
Привожу молитву полностью, вслушайтесь:




Премудрый же Соломон, царь избранного народа, задолго до воплощения Спасителя изрек в мысленной беседе своей с Господом: «Посему-то тех нечестивых, которые проводили жизнь в неразумении, Ты истязал собственными их мерзостями» (12, 23).
Я надеюсь, что мысль, побудившая меня обратиться к Вам, -- понятна.
Простите Христа ради, ежели обидел Вас ненароком.


С уважением -- Юрий Кабанков, член Союза писателей России, православный мирянин.






1 марта 1995 г.
с. Вострецово Приморского края, Россия