Speaking In Tongues
Лавка Языков

Юрий Кабанков

ПОПЫТКА РЕЦЕНЗИИ,
ИЛИ ТЕЛЕГРАММА СКУЧАЮЩЕМУ ЧИТАТЕЛЮ



Александр Куликов
Книга стихов «Регтайм»
Владивосток, 1996




Вы будете смеяться. Вы всегда смеетесь, когда не смешно. У Вас под боком живьём живёт неспившийся Верлен, а вы и ухом не ведёте. Ведь я не шучу. Ему по-верленовски дождится-плачется, а Вам и дела нет.








Ну да понятно -- дела: выплаты-недовыплаты, кусок хлеба или чего-нибудь ещё... Но понять же надо и то, что кусок этот Вам поперёк горла ещё и потому, что без молитвы яствуете. О! да не о молитве речь! Не до жиру, как говорится. Но поэзия -- как эрзац молитвы, -- услаждающая Ваши вкусовые рецепторы? Или совсем уж омертвились-обуглились? Саша Куликов Вам о Стене Плача -- а Вы: «Иерусалим -- это в Израиле, откуда импортные мандарины и редиска зимой?»








Наклонитесь, пощупайте этот свет -- как Фома неверный язвы Христа! Ну кто же, как не Христос, этот Поет «из разряда каких не бывает»? Саша -- специально для Вас -- завернул Его в шелестящую фольгу рифмосплетений, а Вы не удосуживаетесь поднять! Листья палые, мёртвые сплошь -- да и только!
Книжечка тоненькая, как былиночка. Или -- как ветка, которая, «нависая, разрезает луны овал» и которую «Хокусайя синей тушью нарисовал».








По-дурацки книжка называется -- «Регтайм», -- да не в этом дело: хоть горшком назови, да в печь не ставь. Рукописи не горят?
Лет уж семнадцать -- на моей только памяти -- поэт существует как поэт, пишет, рифмотворствует. Да, для себя, конечно, но и для Вас, для Вашего же спасения. Ах, заморскими ананасами корми Вас -- не поморщитесь, а родной послегрозовой озон Вам, видите ли, вреден! Оттого Вы и мечетесь -- с удобствами и без удобств -- и в погоне за призраками пытаетесь уцепиться за поручни этого мира, и никакие психологи-астрологи вам не помогут. Ибо --








Да не у него -- у Вас на сердце лёд! Ибо развлечение а не собирание души володеет Вами. «Рассеянный мой ум собери, Господи, и оледеневшее мое сердце очисти!..»
«Поэту важен токмо звон», -- сказал некогда наш поэтический прапрадедушка Тредиаковокий. Возможно и так, -- аллитерации порой бывают важнее смысла. А бывает -- звон церковных колоколов становится важнее звона аллитераций и даже -- звона хрустального сердца поэта, разбиваемого о безмолвную твердь земную. Они что -- идиоты, эти поэты? Ими всю жизнь гвозди по шляпку вколачивают -- а они дождинки на стекле считают. Ну вы, блин, даёте!
К кому обращаюсь? «Кому повем печаль мою, беду мою, жуть зеленее льда?» Но и Цветаева здесь не помога. Ибо «последний и решительный» вскрик поэта: «О, урод, как водой туалетной рот сполоснувший бессмертной песней!» Вот это читателю пережить надо как собственное распятие, дабы, как заповедано, -- воскреснуть, очистившись от мира. Катарсис по-древнему называется.
Поэт всю жизнь свою распинает на кресте созвучий -- и ничего как будто. Правда, умирает однажды никем не замеченным -- чтобы жили вы, чтобы поэзия его как кислородная подушка спасала Ваши -- ох, какие тяжёлые! -- лёгкие.
Но Саша Куликов, слава Богу, ещё жив. И поэзия его жива -- дай Бог ей здоровья.








Вы-то -- живы?