Экзистенциальные эссе серебряного века русской поэзии
Автор
с чувством глубокой признательности
посвящает эту книгу
Наталье Глебовне Пустоветовой
Предисловие
При дворе Его Величества Случая равны нищие и короли. Жизнь – тоже
случай, и каждый, кто в той или иной мере способен чувствовать и понимать,
причастен её Высочеству. Паладины защищают всё славное, чем одаривает Жизнь.
Доблесть служит отличительной чертой преданности и веры – в рыцари посвящены
избранные. Они обречены, их принесут в жертву языческим богам и народам
только за то, что они паладины: само их присутствие мешает произволу и
беззаконию варварских орд. Однажды лицом к лицу Жизнь сталкивается со смертью,
и паладины отступают на небеса, туда, где ангельская рать гвардией в белом
охраняет весь мир.
Всё, что происходит там, в поднебесье, чудесными мифами воплощается
на земле, и паладины не обманывают вассалов – пропорции подлинны и мысль
добра. Размеренным стихом и чутким звуком она доносится до нас, живущих
мирком товарно-денежных отношений. Опыт чудовищен. Это горе заставляет
нас забыть тысячелетние образы и идеи, отречься от двора Её Высочества
Жизни и перебежать на задворки, в которых можно обеспеченно существовать.
К кому обращены паладины? На чьё понимание рассчитывают они? Сокровищница
души не бывает пустой и исполнена их трудами.
Его Преосвященство Смысл исповедует принцессу Жизнь. Он знает Её невинные
тайны, он благословляет Её любовь, чтобы спасти самое ценное, что у Неё
есть, – душу. Его Преосвященство не ко двору Его Величества, однако с Ним
вынуждены считаться, хотя порой упрятывают надёжно. Недаром Его так любят
отыскивать старики и дети. Мысль растрачена немыслимым её окружением, естественной
трясиной забвения, – паладины на страже: мысль не может и не должна быть
изгоем. Их подвиг ясен и прост: общение с нашей памятью, которая, становясь
старше, одновременно моложе самой себя. Они дрожат за своё внимание и нарекают
вещи живыми именами, и божественный свет Его Преосвященства озаряет бытие,
чтобы источник поэзии и вдохновения никогда не иссяк.
Громада времени и обстоятельств давит на наши души, загоняет нас в
угол, призывает беспамятство. Слово бессмысленно, если в нём нет души.
Как вложить в него свою душу и не потерять её? Это – искусство, целокупная
культура чувства и переживания. Этому научают паладины, обоготворяя невозможность
и не признавая то, что кажется нам в порядке вещей. Мы подсчитываем прибыли
и убытки и не размышляем, для чего они нам: калькуляция составляет абсолютную
ценность, газеты важнее книг. Оттого самое страшное и властное слово –
слово будничное: тая, Жизнь взмахнёт покрывалом Майи, а мы так и не взглянем
в глаза Его Преосвященству. И это подлинное невезение – действие по недомыслию.
Вещи горды, их душа молчалива. Паладины осмысливают наше немыслие,
возделывают прекрасные цветы в садах посреди зла, и мир потому ещё вертится
на оси, что опыт материального всего лишь служка при дворе Его Величества
Случая. Смысл воскрешает души, паладины преклоняют перед Ним колени и поручают
Ему свою Жизнь. Оруженосцы следуют за ними. Сомнение более не гложет Её
Высочество – Она найдёт радость в себе самой и с лихвой отдаст её миру.
Мы смотрим на небо, а небо вглядывается в наши души своим долгим, пристальным
оком. Что в них? Музыка или скрежет? В состоянии ли мы соединить мир земной
и мир бесплотный в одном пении, когда душа вещей, тело мысли, обрадует
оба мира совершенным со-общением?
Впечатления быстротечны, ощущения мимолётны, и пропасть бесчувственности
не даёт нам покоя. Мы бросаем в неё всё подряд, что может всколыхнуть затухающую
способность покачиваться на волнах удовольствия. Увы, это совсем не те
чувства, которые спасают нас, и мы, привязывая себя к печальным последствиям
недостатка любви, всё более разбрасываемся по житейским перипетиям. Память
позволяет собрать в целое разрозненные части одной души. Одно нужно – только
видеть и дышать, одно можно – только смотреть на небо.
* * *
Я становлюсь спокоен и свободен,
Глядя на травы, камни, берега,
И не ищу гармонии в природе –
Гармония воздушна и легка.
В потоке не устали отражаться
Зелёным краем шумные леса,
И остаётся только улыбаться
И взгляд свой устремлять на небеса,
И говорить рифмованною речью,
Не требуя ни лавров, ни венца,
И видеть боль и радость человечью
В бесстрастье отрешённого лица.
Паладины не искушены и свободны в мире земном. Мир бесплотный обязывает
целомудрием: память, ценность сама по себе, облачена высшим предназначением
служить всем и каждому. Красота и любовь обретают новую Жизнь, и Смысл
милостиво согревает дыхание. Происходит чудо – душа исполняется чувством
и люди, географически и исторически разобщённые, понимают друг друга. Поэты,
дети и цветы – целомудренные пространства со-общения цивилизаций.
Нет любви, нет красоты, нет добра... Счастья нет. Хотя, конечно, есть
всё, но как-то не ухватится, не прочувствовать это всё, что нам хочется.
Начало в несомненности бытия, несомненности Смысла. Его Величество Случай
предоставлен нам, чтобы мы увидели Бога не только на небесах, но и ощутили
его присутствие в любой вещи, пусть дьявольски искушающей нас. Мысль паладина
украшает земной шар, как некогда древнегреческий полис украшал человека.
Паладин поёт небо и вечное стремление всего живого к нему, и размеренное
течение повседневной жизни обнаруживает меру безбрежного – человек сотворён
по образу и подобию Божьему.
Небесные сферы не вышелушиваются, как семена, однако умный взор высвечивает
за сермяжной оболочкой скрытую суть. Душа, как сад, требует постоянного
ухода: одно ложное слово, неискренний вздох, и мысль убита в самом ростке,
и чувство мертво, как мертво всё, что не целомудренно. Любовь и красота
– порождение мгновения, столь неуловимого, что и само его озарение кажется
чем-то надуманным. Нужно каждый раз по-новому побуждать себя видеть, находить
и понимать непреходящее в преходящем: удивительное в неудивительном, красоту
в некрасивой девочке, счастье в мокром асфальте дорог. Псалмопения никогда
не бывает много – паладин меняет меч на перо.
Поэт – форма достаточно редкая и к миру вещей, в известной степени,
не приспособленная. Он верит в то, что мы услышим друг друга. Его гений
вхож к любому из нас и любим нами, ведь это не он один гостем пришёл в
мир, но великая сила, которая объединяет нас в своём языке, нации и культуре:
его слова капризны, как ребёнок, и отчаянны, как герой. Поэты подобны огромным
деревьям, плодородным как экваториальный лес, древним, как гиганты былых
эпох, и каждый из них – спасительный мост над пропастью непонимания. С
его именем Его Преосвященство и Её Высочество несут мысль, выражают её
словом и говорят новыми и в незапятнанности своей живыми интонациями, в
которых всё душа.
* * *
О, не судите наши годы строго,
Когда что было – было и прошло,
И молодость уходит понемногу
Из наших душ, как из тепла тепло.
Но если в жизни всё не слава богу,
Так что же там… О чём ещё мечтать?
Весенний ветер породил тревогу
И продолжал вопросы задавать.
И я остановился у порога,
Глядел на небо и не смел вздохнуть:
Божественное – вечная дорога,
А люди – время и, наверно, суть.
Не стало меньше святости и боли
В глазах больших суровых лиц икон,
Превратностями невеликой доли
Измерено движение времён.
И были слёзы в говоре острожьем,
Молитвы и молчание… и смех…
И вместе человеческое с божьим,
И вместе покаяние и грех.
Рождение мысли – благо, которое не поддаётся сомнению, первый и окончательный
постулат действительности. С неё начинается бренное существование человека
и ею завершается космическое его путешествие. Мысль поэта влечёт тысячи
новых мыслей, таких же по-детски чистых и отшельнически святых. Это повесть
без окончания: как веяние весны, поэзия входит в дома людей радужных и
радушных, как прикосновение обожаемых рук, проникает в самое сердце. Всё,
что ей надо, – любовь и мечтание. Ничто не огорчает и не угнетает её –
душа поэзии свободна от своего воплощения, одна наша с вами душа. Пусть
нас ослепляет величие былых эпох – в новейшие времена человечество уже
не имеет права на зло! Обороните мысль от потравы скотом. Дайте прорасти
её семенам, и тогда она сказочно обратится в новые формы и виды, и прежде
не встречавшиеся прекрасные существа наполнят сладостным пением некогда
бедное и унылое пространство.
Человечество экспериментирует. Только чьё же естество мы испытываем
и пытаем, какие скрипки разымаем на части, чтобы расколоть деку и сломать
душку внутри? Не свои ли души? Мир земной принимает очертания огромного
зоопарка – за тропинками границ, в клетках своих государств мы всё тщательней
наблюдаем и экспериментируем: сбрасываем бомбы, выводим коварные вирусы,
а потом ищем вакцины против них. За решётками малых и обширных вольеров,
на позволительном удалении друг от друга, мы не изъявляем желания что-либо
видеть и слышать. Однажды мы уничтожим всех и вся ради всепланетного эксперимента.
Мы эмигранты на родной планете.
Огромное солнце восходит над паладинами, и мы в полудрёме едва ли заглянем
за горизонт. Что можем мы знать? Что можем мы сказать о Её Высочестве и
Его Преосвященстве, кроме того, что Они несводимы исключительно к нашим
проблемам? Стихия зла и стихия добра. Первое – стихия, второе – стихи.
Её Высочество снизошла до нас и всякая теодицея надумана: не надо оправдывать
Его Преосвященство за всё то зло, что есть в мире, – мы сами сооружаем
его. Жизнь и Смысл никогда не покидали нас, и даже Его Величество Случай
до сих пор позволяет нам крутить свою рулетку. Душа растворена в благословенном
и жалостном органическом составе, в таинственном обмене веществ. Но сердце,
поющий колодец, вмещает в себя весь мир: и облака, и травы, и звёзды в
мутно-серых небесах, а в них, как не узнать, любимые глаза, что вот уже
смотрят с самого дна на те же звёзды, облака и травы.
Вещи умеют мстить – они не любят натурализма, что низводит на нет их
души. Если смотреть на них свысока, они кажутся мелкими и умело сталкивают
с верхних этажей. Если рисовать их в сером и чёрном, они рождают тёмные
чувства в душах самих художников. Одна и та же краска, слово и жест, каждый
по-своему могут поклоняться Смыслу. Что наблюдаем в вещах? Как часто наделяем
их своим злом? Сколь беззвучно для человеческого уха движение небесных
сфер! – лишь смена времён года, дня и ночи подсказывают, что и там, наверху,
не всё в покое и безмятежности.
Глаз видит мир на плоскости, и мир, отражённый в нём, проникает в сознание
достаточно глубоко, что с достоверностью предстать перед человеком трёхмерным.
Это фокус зрения: понимание мира и мир понимания. Вне нас не только наши
зрительные впечатления; вне нас всё мыслительное пространство, внутреннее
и внешнее: нигде нет промежутка, лишённого Смысла или обойдённого Жизнью.
Бытие – то, чего никогда не было и не будет; бытие есть данность, настоящий
момент. Спряжения глаголов, предметные референции принадлежат миру вещей
и только путают нас. Беден наш язык. Паладин выбирает кисть, чтобы служить
Его Преосвященству, проникает в суть слова и обращается к его Смыслу, а
не к образу или картинке, нарисованному им. Если слову и позволено быть
пустым, то Смысл всегда полон и только Он поэтичен.
Мы вынуждены заключить мысль в предмет, краску, слово, и она умирает,
когда мы забываем о ней, упиваясь самим словом, краской или предметом.
Она с ними, но не привязана к ним. Эти два начала – Смысл и Его воплощение
– столь же несхожи, как мысль о предмете и сам предмет. Нет Смысла – нет
цели, нет паладинов при дворе Его Величества Случая, нет мысли – нет Жизни.
Что толку трясти кулаком в мире, где присутствует смерть? Что иное, кроме
зла, могут вещать бессмысленные вещи бесцельного мира? В таком атеистическом
кошмаре дьявол, нежелание знать, нашёптывает о мировой справедливости.
* * *
Жизнь по белым квадратам прошла,
От войны до войны – парадом,
Фотографиями была,
Что на память дарили девчатам.
И меня не минует тоска,
И окажется прошлое рядом –
Только жаль мне того паренька
С очарованным медленным взглядом.
Стихотворение – молитва: покаяние в слабости, просьба о милости. Поэт
пытается изменить систему изнутри. Он приходит, чтобы воздать должное,
чтобы утвердить мысль, непреходящую в своей ценности. Поэт – один из тех,
кто ведом красотой своего оружия. Тысячи ночей провёл он в молитвах, чтобы
его стараниям суждено было осуществиться. Он упражнялся в умении слышать,
петь и дышать, как гимнаст упражняется на своих снарядах. Он был откровенен
наедине с самим собой – теперь он готов стать паладином и быть откровенным
наедине со всем миром. Помним ли мы его, неудачника, жившего для музыки
и поэзии? Обезьянку и клеенную скрипку отправили мы ему и за годы молчания,
наконец, забыли, что такое горные хребты. Разглядим ли теперь огненные
колесницы, мчащиеся не по нашим небесам, поезд, уходящий вдаль, и путь
без станций и платформ?
Всё прекрасное трудно. Мы идём к себе весьма издалека анфиладами пустынных
зал, коридорами полутёмных пространств. Идём, дробясь в отражениях, теряясь
в зеркалах, через жестокие мистификации и смутные видения прошлого, – ангелы
десятого круга в поисках своей потерянной сути. К себе можно и не прийти,
путь далёк и запутан. Итог всех страстей – чудесное превращение в мастера
из подмастерья, в паладина из оруженосца. Его Величество Случай покровительствует
ангелам и паладинам, хотя и твари, и созвездья одинаково равны перед Ним.
И мир земной, оказывается, жив совсем не борьбой за существование или естественным
отбором, но словом Его Преосвященства, что призвал к бытию вещи и солнце.
И потому сказано, что Слово это Бог. Живое Слово паладина, чёрными значочками
напечатанное на тленной бумаге. Все явленья – знаки, и в мире нет ничего
лишённого Смысла. Знак к знаку, волокно к волокну – шаг за шагом мы собираем
ткань духа своего, разодранного миром.