Speaking In Tongues
Лавка Языков

Роберт Фрипп

Дорога в Грейсланд

Перевел Степан М. Печкин






Музыка -- это процесс объединения мира качеств и мира экзистенций, процесс сплавления мира тишины и мира звука.

В этом смысле музыка -- путь превращения.

То, что мы делаем, неотделимо от того, как и почему мы делаем то, что мы делаем.

Поэтому трансформация звука неотделима от трансформации себя.

Например, когда мы молчим, мы притягиваем тишину.

В нашей культуре это обычно требует практики.

Практика -- это способ превращения качества нашего действия, то есть превращение того, что мы делаем.

Мы переходим от произведения ненужных усилий, трат силы, к произведению необходимых усилий: направление ненасильственности.

В этом -- первая максима: чти необходимость, чти достаточность.



II


Когда мы говорим о работе музыканта, то есть, о том, что надо делать, чтобы быть музыкантом, мы обнаруживаем, что говорим не только о работе наших рук.

У музыканта три инструмента: руки, голова и сердце, и у каждого есть своя дисциплина.

Потому у музыканта есть три дисциплины: дисциплина рук, дисциплина головы и дисциплина сердца.

В конечном счете это одна дисциплина: дисциплина.

Дисциплина -- это способность совершать во времени.

Если музыкант может совершать во времени, гарантировать, что это совершение будут чтить независимо от совпадения, удобства, обстановки и склонности текущего момента, то они -- на пути к эффективности.

Эффективный музыкант -- это тренированный, отзывчивый и надежный инструмент на службе у музыки.



III


Поэтому практикуйте обращения:

  1. Природа нашей работы; то есть, наших рук, головы и сердца.

  2. Координация нашей работы; то есть, наших рук с головой, рук с сердцем, сердца с головой и, в совершенном мире, всех трех вместе, в редкостной, необычайной, но возможной гармонии.

  3. Качество нашей работы.



IV


Абсурдно считать, что практика в нашем инструменте отделима от всей остальной жизни.

Изменяя практику, мы изменяем нашу жизнь.

Практика -- не только то, что мы делаем руками, не только то, как мы делаем то, что мы делаем, и не то, почему мы делаем то, что мы делаем.

Практика -- это то, как мы есть.



V


Практикой любой ценности будут три вещи:

  1. Способ установления отношений с инструментом;

  2. Способ установления отношений с музыкой;

  3. Способ установления отношений с самим собой.


Поэтому техники нашего музыкального мастерства -- в трех областях: в игре на инструменте, в музыке и в том, чтобы быть личностью.

Я не могу играть на гитаре, не имея отношений с самим собой или с музыкой.

Как гитарист, я не могу играть музыку, не имея отношений с самим собой и моей гитарой.

И, прикладывая себя к гитаре и к музыке, я открываю себя в самом этом приложении.



VI


Техника изображает то, что представляет, и подготавливает место для того, чтобы техника стала тем, что представляет.

Например, манера, которой я живу в своей жизни -- это то, как я практикуюсь быть живым.

Нет расстояния между тем, как я живу в своей жизни, и тем, как я практикуюсь в том, чтобы быть живым.



VII


Как только качество входит в наш опыт, мы узнаем его возвращение и можем дать ему оказать на нас свое действие.

Но как и почему оно представлено, или как и почему оно посещает нас, описать весьма трудно.

Если это качество представлено в нас, описание становится легче: мы описываем мир, в котором живем.

Если мы живем путем мастерства, мастерство живет в нас; мы описываем этот путь, и мастерство проявляется через нас.

Любой истинный путь сможет описать себя через своих мастеров.



VIlI


Качество, которое мы вносим в одну малую часть нашей жизни -- это качество, которое мы вносим во все малые части нашей жизни.

Все малые части нашей жизни -- это наша жизнь.

Если мы можем совершить один малый акт качества, он будет распространяться на бльшие акты жизни.

Это в природе качества -- качество не управляется размером и законами количества; качество не управляется числом.

Поэтому малый акт качества так же велик, как большой акт качества.

Акт качества несет намерение, совершение и присутствие, и никогда не случаен.



IX


Как только у нас появляется опыт усилий такого рода, мы можем применить это качество усилия в других областях нашей жизни.

Правило таково: лучше присутствовать с плохой нотой, чем воздержаться от хорошей ноты.

Когда наша нота будет верна, мы с удивлением обнаружим, что она звучит очень похоже на тишину, только немного громче.



X


Если музыка -- это качество, организованное в звук, то у музыканта есть три подхода к ней: через звук, через организацию или через качество.

Подмастерье подойдет к звуку, мастеровой подойдет к организации звука, а музыкант-мастер подходит к музыке через ее качество.

То есть, музыкант-мастер работет от тишины, организует тишину и помещает звук между тишиной.



XI


То, куда мы идем -- это то, как мы туда попадаем.

Если то, куда мы идем -- это то, как мы туда попадаем, то мы там, куда идем.

Если мы там, куда идем, то нам некуда идти.

Если нам некуда идти, да пребудем мы там, где мы есть.



XII


Музыка -- благожелательное присутствие, постоянно и с готовностью доступное всем.

Будем же доверять невыразимой благожелательности творческого импульса.