Speaking In Tongues
Лавка Языков

Элиот Уайнбергер

БЛЕВОТА
(1998)

Перевел М.Немцов





Исключительно от скуки, отмечает Кафка в своем дневнике, он мыл руки по пять раз подряд. Он жил в том веке, когда МТВ еще не существовало. Теперь же скучающие, подавленные, усталые, тупые и чуточку больные могут таращиться на бесконечную череду быстро мелькающих, странных и привлекающих внимание изображений людей, гораздо более привлекательных, нежели те, что возникают в снах. (Зачем тогда спать?) Вчерашнее извращение -- сегодняший декор: МТВ -- это «Андалузский пес» со скоростью света и с бюджетом многонациональной корпорации: кунсткамера размерами с Занаду.
Исключительно от скуки и с вымытыми руками я в последние недели включал МТВ дважды и оба раза был разочарован тем, что пулеметную реальность сна видеоклипов сменили прямолинейные привычные программы. Первой была комедийная передача, изображавшая непримечательно хорошенькую молодую женщину-юриста. Она входит в конференц-зал, полный яппи в цивильных костюмах, как мужчин, так и женщин, которые сидят за длинным полированным столом, и немедленно блюет -- с такой силой и так обильно, что продукт извержения покрывает всю длину стола. Ничуть не обескураженные, ее коллеги начинают пальцами выбирать из этой массы какие-то кусочки, идентифицируя их как остатки разных блюд, потребленных в различных элегантных ресторанах. (Больше в тот день мы не смотрели ничего.)
Несколько вечеров спустя я попробовал еще раз и попал на их ежегодных праздник в честь самих себя -- «Награды МТВ». Секс, танцы или просто оттяг, некогда так же присущие рок-н-роллу, как звукоусиление и двусмысленность, сейчас, кажется, испарились совершенно. Сейчас главной темой стало непостоянство: слезливые поминки по звездам рэпа, которых прикончили в прошедшем году и угрюмые юмористические намеки на то, что почти никто из ныне присутствующих звезд год назад не был известен, а еще через год будет, вне всякого сомнения, забыт.
Второй темой были испражнения: популярную группу гибких певиц представили публике сидящими на стульчаках, а их шутки о блевоте, все незапоминающиеся, были просто неумолимы. Вскоре я начал замечать блевоту повсюду: по телевидению, в кино или последних романах блевоты оказалось гораздо больше, чем обычно встречаешь на тротуаре.
Самы простым объяснением было бы то, что МТВ, как и вся популярная культура, подвергается угнетению с двух сторон. Образы быстро истощаются, и для апатичной и пресыщенной, главным образом, подростковой аудитории, требующей все больше безобразия, их следует непрерывно восполнять. Крайности, тем не менее, сурово ограничиваются экосистемой морали, которая правит американским телевидением: стайками божественно-ориентированных, живущих за счет законодателей (которые вынуждены маскироваться волевыми и убедительными позициями по неоспоримым вопросам для того, чтобы их переизбирали снова) и корпораций (чья реклама питает телевидение и, следовательно, должна привлекать как можно больше потенциальных клиентов, никого не отпугивая).
В этом напряжении привлечения и отталкивания секс на МТВ, в сущности, уже исчерпал свой резерв намеков. Теперь для того, чтобы поддержать привлекательность запрета, нарушения всяческих табу и не позволить детишкам переключиться на другой канал, станция должна полагаться на равно притягательные, хотя и менее обаятельные физиологические отправления -- те телесные аспекты, к которым моралисты остаются странным образом равнодушны.


ОТСТУПЛЕНИЕ: В США вопросы морали, в частности, касающиеся «развращенности» молодежи, образуют запутанный клубок с вопросами физического здоровья. XIX век был эпохой апостолов усердного физвоспитания как средства отвлечения молодежи от дурных помыслов и поступков. (Сегодня, разумеется, предполагается, что мускулистое тело будете гораздо чаще вступать в контакт в другими, столь же мускулистыми телами.) Когда я сам был ребенком, в 1950-е годы, главными растлителями детей считались -- благодаря бестселлеру д-ра Фредерика Вертэма под названием «Совращение невинных» -- книжки комиксов. Это поверье пересекалось с эпидемией полиомиелита, что вело к утверждению мифа о том, что заболевание распространяется комиксами. По всей стране проходили массовые сожжения книжек.
Совсем недавно морально просвещенные приписывали распространение вируса «порнографии» телевидения и популярной музыки. И наоборот, всякий раз, когда заходит речь о молодежи, проблемы физического здоровья рассматриваются как вопросы морали, что заметнее всего на примерах СПИДа и наркотиков.


Более сложное объяснение этого проявления полупереванных телесных отходов заключается в том, что с тех самых пор, как молодежь начала отталкивать от себя общество взрослых вскоре после Второй Мировой войны и превратилась в обособленную, однако параллельную культуру, она стала выступать надежным показателем общества в целом. Ее преувеличенные реакции и действия -- не просто канарейки в наших угольных шахтах, но зачастую и экстремальные версии того, что является или скоро станет нормой. Блевота попала в центр внимания подростков не только как развлечение, но и как навязчивая идея: как преобладающее психологическое расстройство молодых девушек в технологически развитых странах. Булимия -- реакция как буйная, так и разумная: что еще остается в этом обществе, как не блевать?
Вопль
Последние двадцать пять лет те обитатели Первого Мира, которые не бедны, пребывают в осаде армий производства. Если говорить только об искусстве, то на полках музыкальных магазинов -- сотни тысяч компакт-дисков; видео-магазин у меня на углу предлагает десять тысяч фильмов; мое местное телевидение вещает по семидесяти каналам; «Справочник американских поэтов» включает семь тысяч имен -- и все они, вроде бы, живы и печатаются; существует веб-сайт, продающий миллион новых книг и еще четыре миллиона букинистических изданий; число художественных галерей, танцевальных и музыкальных трупп в любом крупном городе вдохновляет лишь на то, чтобы остаться дома и созерцать пустоту.
Мне как-то раз понадобилась информация об одном писателе, скончавшемся десять лет назад: в библиотеке оказалось двести полноформатных критических исследований его творчества и тысячи статей; поиск в Интернете показал 7000 веб-сайтов, где его имя упоминается. Я решил обратить свое любопытство на что-нибудь другое и попытался припомнить кого-то, кто оказался бы забыт совершенно.
Одним из результатов этого излишества во всем становится то, что если вы -- фанатик чего-либо, скажем, поэзии или кино, то более чем вероятно, что ваш соратник по энтузиазму не читал или не видел того, что читали или видели вы. Вам с ним не о чем говорить. Такая нехватка совместного знания или общей территории, не «традиции», но ощущения современности, того, что производится в данную минуту, платформы, которую можно было бы защищать, видоизменять или которой можно было бы противостоять, -- беспрецедентна. Вероятно, это единственное, если не считать технических примочек, и оказывается сейчас подлинно новым.
В искусстве это означает, что иметь какое бы то ни было влияние практически невозможно. Первое издание «Бесплодной земли» было напечатано тиражом всего 500 экземпляров, но книга преобразила поэзию на многих языках и стала известна всем читателям современной поэзии, хвалили они ее или хулили. Сейчас вообразить такое нельзя: последней книгой, оказавшей немедленное воздействие на всю мировую литературу, стал роман «Сто лет одиночества», а произошло это тридцать лет назад, когда Век Массового Размножения еще не наступил.
Для создателя искусства это также означает, что производство подразумевает сознательный отказ от потребления, хоть и временный -- для того, чтобы высокомерно объявить о своем праве или необходимости церемонно поместить собственный крохотный листочек в эти джунгли. В массе населения ощущение беспомощности среди размножающегося человечества и его продуктов помимо всего прочего привело установлению групповой самобытности -- она служит не только утверждением сообщества и себя в распадающихся традиционных социальных блоках, но и способом, хоть и неявным, удержать собственный потребительский интерес в человеческих масштабах. Приверженность религиозным учениям в их наиболее строгих формах аккуратно расчленяет большую часть всего мира на приемлемое и табу.
Монолитные сторонники этнической или сексуальной тождественности могут удовольствоваться работой только своих союзников и бесстыдно презреть всех остальных. Намереваясь (в своих конструктивных аспектах) стереть наихудшие формы провинциализма, групповые тождества взыскуют убежища нового провинциализма космополитизированного мира: мечты об упорядоченной и сосредоточенной жизни, где человек знает, что именно он хочет знать и познавать.
А мы, все остальные, можем лишь набивать себе брюхо, блевать и набивать себе брюхо снова. Это не пиршественная блевота римлян, служившая неким ритуалом -- демонстрацией благосостояния или власти посредством всевозможнейших расточительств. Это стыдливая блевота, блевота обжоры, которая, быть может, и стала символом эпохи.

Приятного аппетита
В трудах по психологии булимия девочек-подростков в общем и целом рассматривается как саморазрушительная реакция на ощущения собственной неадекватности («Я тупая, уродливая, жирная»), стыда («Моя семья бедная»; «Надо мной сексуально надругались») и неудачи («Я не успеваю в школе, у меня не получается заводить друзей, встречаться с мальчиками...»), равно как и стратегия уклонения («...а значит, я не буду и пытаться»). Таковы после легкого перевода чувства почти всех людей в среде западного гиперпроизводства: «Я потребил слишком много вещей; у меня нет никакой возможности успевать за новыми вещами для потребления; я вечно потребляю что-то не то; я слишком глуп или неинформирован, чтобы знать, что именно мне следует потреблять; я потребил слишком много не тех вещей; вещей просто слишком много, поэтому я не буду потреблять ничего...» Западный потребитель живет с чувством вины за излишества, за головокружение выбора, за необходимость идентифицировать себя через собственный выбор (в современном разговорном американском языке одним из способов сказать «Я люблю спагетти» будет «Я -- человек спагетти»), за сомнения в себе, видимые окружающими в его выборе, за непрекращающуюся убежденность, что выбор сделан неправильно (марка видеомагнитофона, цвет обоев, модель дивана, любовник или супруг), когда вокруг -- столько других вещей.
Средства массовой информации всегда привлекали показом того, чем мы не являемся и чем бы хотели стать, демонстрацией жизни, где есть место богатству, приключениям и страсти. Образы блевоты, вспыхивающие перед глазами, когда человек нервно переключает каналы со своего пульта дистанционного управления, присутствуют на экране не только как причудливые новшества, заставившие бы нас задержаться на определенном канале и его рекламных паузах. Они там еще и потому, что нам бы хотелось расчистить немного пространства, освободить объем, изгнать всю эту полупереваренную материю из мозгов, на мгновение остановить нескончаемое потребление и сопутствующие ему тревоги, снова познать чувство голода и ощущение удовлетворения. Мы смотрим на блюющих людей, потому что нам самим хочется блевать -- блевать всем, включая эти образы блюющих людей.