Fuzz №11\12, 1998 год

ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ

В городе Владивостоке, вотчине мумий-троллей, живет странный народец, именующий себя "туманниками". Из всех обитателей Мумий-дола они самые ленивые и непрактичные. Однако в умении закатывать шумные вечеринки с шоу, музыкой и танцами во всем крае им нет равных. Не ограничивая себя ни в чем, "туманники" на протяжении своей 13-летней истории отрывались на самых разных уровнях: от новой волны до панк-рока и неоромантики. ТУМАННЫЙ СТОН образца 98-го года играет мягкую гитарную тузыку. Предпочитает не влезать в дремучие дебри политики, а оставаться верным своим радужным грезам о прекрасных незнакомках, солнечных далях и тихоокеанских просторах. Ведь что вообще нужно для душевного кайфа - "море теплое, небо синее, безпроблемное поведение..." Первое и пока единственное выступление ТУМАННОГО СТОНА в Санкт-Петербурге прошло на фестивале FUZZA "Скоро в школу". Им было отдано почетное право открывать вечер. В 19.40 еще не успевшие остыть от эйфории "туманники" оказались перед включенным диктофоном. Представление началось: Дмитрий Езута (вокал), Алексей Киреев (клавиши), Никита Зинин (гитара), Евгений "Сдвиг" Зведнный (бас), Игорь Кирпа (ударные), исполнительный продюсер Леонид Штительман(экс-вокалист-шоумен).

FUZZ: Анкетный вопрос. Дата образования группы?

Дмитрий Езута: 1985 год. Мы встретились с будущим бас-гитаристом и отцом-прародителем ТУМАННОГО СТОНА Игорем Некрасовым на набережной - тусовочном молодежном месте. Он в данный момент от рока отошел и занитается своими делами. Потом пришли барабанщик Рома Злобин, гитарист Игорь Кожанов и клавишник Ваня Соракатюк, который сейчас играет в местной команде КАРАМАЗОФФ БАЙК.

FUZZ: Сколько вам тогда было лет?

Дмитрий: По 15-16. Мы заканчивали школу и начинали играть в рок. На протяжении всего времени я олицетворял романтическое крыло, а Некрасов - панк. Такой симбиоз. Нам нравился образ SEX PISTOLS, и мы подражали.

FUZZ: Где играли?

Дмитрий: Репетировали по квартирам, по подвалам. Выступали пару раз в детских клубах, на школьных вечерах, в Домах Культуры. В основном нелегальные концерты были. FUZZ: Откуда взялось словосочетание ТУМАННЫЙ СТОН? Дмитрий: Самое главное - придумать название. Мы сидели ночью в квартире, на улице стоял туман. Во Владике туманы - обычное явление. Какой-то человек под окнами застонал. Вот и получилось - ТУМАННЫЙ СТОН.

FUZZ: Вас называют самой ленивой группой Владивостока. За 10 лет вы умудрились не записать ни одного альбома.

Дмитрий: Да нам было по фиг. Мы всегда играли в свое удовольствие, оттягивались, а работу мы из этого не делали.

FUZZ: А публика не требовала от вас записей?

Дмитрий: Да и публика у нас была ленивая. Нет, ну люди слушали все, что приходило с Запада. А мы... написали и написали, молодцы. Нет - так мы и не будем вас слушать. Все от нас же зависит. У нас все время было шоу, театральное: поскакать-попрыгать на сцене. А записи как таковые нас не интересовали, потому что не было хорошей студии в городе. Это МУМИЙ ТРОЛЛЮ удалось записаться, т.к. они более практично подошли к этому.

FUZZ: Владивостокские группы мало трогали социальные проблемы?

Дмитрий: Конечно. Большинство музыкантов интересовались состояниями души, чувствами, ну, оттяг там какой-то, марихуана, что-то еще. Море, пиво - чего грузиться?

FUZZ: А что происходило с ТУМАННЫМ СТОНОМ в начале 90-х?

Дмитрий: Леонид Бурлаков организовал "Декада Студио" и под этой эгидой собрал тех, кто еще держал гитары в руках: МУМИЙ ТРОЛЛЬ, ТУМАННЫЙ СТОН, ТРЕТЬЯ СТРАЖА, ДЕПЕША, ЛИСТЬЯ ТРАВЫ. И мы дали в городе серию концертов.

FUZZ: Вам не хотелось засветиться за пределами Приморского края?

Дмитрий: Мы дальше Хабаровска никуда не ездили, просто лень было. Выступали на местных фестивалях, пили пиво, веселились, танцевали и обратно. А за уральский хребет никогда, в принципе, не тянуло, да и денег не было.

FUZZ: Где вы впервые пересеклись с Ильей Лагутенко?

Дмитрий: Мы познакомились на какой-то молодежной тусовке - то ли в "Радости", то ли на "Санаторной" в 1985 году. В 90-х наши отношения стали более тесными, мы уже сошлись на почве совместных концертов, стали поговаривать о каких-то планах.

FUZZ: Самое время рассказать об альбоме.

Дмитрий: Накопился материал, который уже просился на альбом. Как-то неудобно было перед ребятами. Всем показалось, что пора записываться. Музыканты МУМИЙ ТРОЛЛЯ - наши старые друзья. Мы сразу передали им кассету, т.к. с друзьями легче работать. К тому моменту они уже выпустили "Морскую". Илья Лагутенко и Леонид Бурлаков послушали и решили вложить в нас деньги, попробовать... В альбоме девять песен, которые были написаны в промежутке между 1988-1998 годами. Назван он был по кинофильму "Зорро", самому любимому с детства. У нас лирика сочетается с панковской энергией. Она нам близка, мы с ней завязаны с тех еще времен. Нам нравится поскакать на сцене, попрыгать.

FUZZ: В недалеком прошлом в ТУМАННОМ СТОНЕ было два вокалиста?

Дмитрий: Рядом со мной прыгал Леня Штительман и орал. Я орал, и он орал. Я еще на гитаре раньше играл. Это был голимый панк-рок. Слов никогда не было слышно.

FUZZ: В СКК, в принципе, тоже не особо...

Дмитрий: Это, видимо, наш конек.

FUZZ: Как вы оцениваете уровень своей игры на сегодня?

Дмитрий: Не скажу, что отлично. Хочется лучше, как всякому музыканту. На смену Дмитрию Езуте приходит Леонид Штительман, готовый выдать вторую порцию информации о ТУМАННОМ СТОНЕ.

FUZZ: Сегодняшней публике не посчастливилось видеть вас на сцене.

Леонид: Вы когда-нибудь видели поющего администратора?

FUZZ: А как исполнительный продюсер вы чем занимаетесь?

Леонид: Да ничем. Понты колочу. Хожу, типа: я директор. Что делаю - вообще не знаю. Скажут: "Эй, ты, подай шнур". Бегу, раз - воткну. Барабанщик говорит: "Нет стула у меня". Иду искать.

FUZZ: Сдвиг рассказал, что в середине 80-х вы разгуливали по набережной Владивостока с монеткой на веревочке и угощали всех бесплатно газированной водой.

Леонид: Принцип передан верно, но технические детали несколько искажены. Я ходил не с монеткой, а с загнутой на пальце проволочкой, которой давил на автомат. Тогда было повальное увлечение скейтбордами. Все катались, хотелось пить, я угощал.

FUZZ: Сколько времени вам потребовалось для записи "Зорро"?

Леонид: Весь технологический цикл занял примерно месяц: с 8 марта по 1 апреля. Альбом записывался в Лондоне на "Beethoven Str. Studio". Только эти проклятые англичане произносят фамилию известного композитора как "Байтховен". Поэтому когда нормально по-английски говоришь таксисту "отвези меня ту зе Бетховен стрит", он отвечает "Бетховен, типа? Что-то я такого не слыхал". Альбом "Зорро" - очень клевый. Рок-техно-ролл. Это новый стиль в музыке. Мы его сначала сыграли, а потом изобрели. Он записан при помощи обалденной поддержки англичан.

Никита Зинин: Я бы сказал, что это была замечательная творческая работа. Продюсер и звукорежиссер, во-первых, слушали-сводили, во-вторых, сканировали через компьютер, добавляли тембра и всего остального на уже имеющееся. Отсюда и вышло название рок-техно-ролл.

Леонид: Было кайфово оттого, что люди, которые работали над звуком, действительно пытались раскрыть содержание, интересовались сами. Сублимированное мнение потом было передано так. В первый день англичане спрашивали: "Это русский рок?". "Нет, - говорили мы, - это музыка для кабаков". Во второй день они ходили мычали-насвистывали, а к концу четвертого дня они уже пели по-русски, не понимая слов. А услышав строчку "жизнь - дерьмо, я говно", они даже захлопали: "Это надо было такое придумать! Какой смысл!". "Грустная" песня стала их любимой, а ей, извините, 12 лет.

FUZZ: Как в вашей компании оказался Евгений Звиденный?

Леонид: Женя с ТУМАННЫМ СТОНОМ практически с 1990 года. Некрасов нас оставил, и мы в качестве басиста использовали нашего гитариста Никиту. Потом он сказал, что ему больше по душе гитара. Чего человека насиловать?.. Шел Сдвиг по улице. Это был обыкновенный день. Я ему предложил поиграть с "туманниками". В тот момент его родная группа ТРЕТЬЯ СТРАЖА переживала определенный кризис. Сдвиг по природе очень одаренный человек, с ним приятно работать. До этого он играл другую музыку, и был слегка шокирован, когда эти уроды предложили нормальному парню поиграть с ними. Он подумал и согласился.

FUZZ: Расскажите о фестивале "Владироксток".

Леонид: Хорошее было мероприятие. Там выступали местные коллективы, DDT, АКВАРИУМ, и две из Америки: SUPERSUCKERS и GODNESS. GODNESS - сиэттлская группа, классная, с двумя тетечками. Даже сидюк у нас в совке продавался. SUPERSUCKERS - это техас-рок: три чувака в шляпах, жилетках, колбасят по самым толстым струнам панк-рок. Жестко, плотно. Техас-рок самый натуральный. Менты это почувствовали хорошо, потому что их поставили в оцепление под аппарат.

FUZZ: Говорят, вы остались недовольны своим выступоением?

Леонид: Потому что местные группы прозвучали почти одинаково. Была установка: концерт поделили на два отделения. Типа фирма - не фирма. Т. е. на фирму мы работаем плотно, на не фирму - этими силами обойдемся. ТУМАННЫЙ СТОН серьезно готовился к мероприятию. Но когда играешь на сцене, выкладываешься, а народ сидит от портала слева весь тупо. И видят они то, что творится у них слева. Вышел мэр и говорит: "Желаю другу Гребенщикову творческих успехов". Понятное дело: мэр набирал политические очки. С рок-звездой на сцене. На что Боб, парень толковый, ответил: "Люди, подходите сюда ближе. Мой друг мэр разрешил". Мэру деваться уже некуда, попал. А наряд еще и не пускает. Мол, завтра футбольный матч, а эти уроды все затопчут. Все как обычно. Это была мощная отрыжка совка.

FUZZ: Какие вы для себя сделали после этого выводы?

Леонид: Что мэр - урод. Группа решила, чтобы достойно играть, как Гребенщиков, DDT, GODNESS и SUPERSUCKERS, надо было просто научиться играть. ТУМАННЫЙ СТОН начал учиться играть, чтоб не стыдно было так приехать в Питер и залабать.

FUZZ: Вы много репетировали?

Леонид: Достаточно. Некий плод этих репетиций вы сегодня видели.

FUZZ: Как же вы репетировали, если Женя Звиденный постоянно на гастролях с МУМИЙ ТРОЛЛЕМ?

Леонид: А вот так. Мы очень любим экстремальные условия. Нужно, чтобы горел дом, чтобы начали выносить вещи. Вот отдали Сдвига в МУМИЙ ТРОЛЛЬ год назад: как бы поехал всего на семь концертов. И записываем его родной вожделенный бас на диск. Включаем его и молимся, думая, что это играет Сдвиг, и под него все играем. Перед этой поездкой мы на неделю взяли мальчика на бас. Просто чтобы играть живьем, а не под механического Сдвига.

FUZZ: Вам понравилось ваше сегодняшнее выступление на фестивале?

Леонид: Я доволен.

Никита Зинин: Единственно, что время было ограничено - всего 20 минут. Если бы минут 40, мы бы еще медленных песен спели для девушек.

Осенью режиссер Антон Борматов и оператор Стас Михайлов, известные как создатели ролика "Владивосток 2000", сняли два клипа на песни ТУМАННОГО СТОНА "Грустная" и "Маньяк". Группа провела несколько не рекламируемых концертов в столичных клубах. В конце ноября 1998 года на фирме "Утекай Звукозапись" вышел первый полноценный альбом ТУМАННОГО СТОНА "Зорро".

Надежда Кашликова