Общество | Бизнес | Технологии | Медиа | Человек | Отдых и увлечения | Быт | Архив | Наша лента

Подготовка и начало интервенции на дальнем востоке (октябрь 1917-октябрь 1918) /архивная/

Это было 77 лет назад, в августе 1917 года. Во владивостокском порту, в бухте Золотой Рог высадились войска бывших союзников России в первой мировой войне - США, Англии, Франции, Японии, Китая и др. Официально было объявлено,что союзники пришли на помощь русским в установлении демократического самоуправления, которое не могла обеспечить советская власть, а так же на помощь чехословакам - помочь этим бывшим военнопленным, а теперь союзным отрядам, направленным на германский фронт и на родину.

Адмирал А.В. Колчак, прибывший во Владивосток через месяц после высадки "союзных войск" , потом вспоминал: "Владивосток произвел на меня впечатление чрезвычайно тяжелое - я не мог забыть, что я там бывал еще во времена империи. Тогда мы там ( во Владивостоке) были хозяевами. Это был наш порт, наш город. Теперь же там распоряжался кто угодно. Все лучшие дома, лучшие казармы были заняты чехами, японцами, американцами и другими "союзниками", которые сюда прибывали. Наше положение было глубоко унизительное и печальное. Я чувствовал, что Владивосток не является больше нашим, русским городом. Я считал, что эта интервенция, в сущности говоря, закончилась оккупацией и захватом города и всего Дальнего Востока в чужие руки.

Начавшаяся интервенция явилась откликом союзных держав на те перемены которые происходили тогда в России - октябрьскую революцию, стремлением помочь в России тем силам, которые придерживались другого мнения о пути развития страны - в буржуазно-демократическом направлении. В то же время они не были заинтересованы в Сильной России ни в каком виде.

В отечественной исторической литературе тема интервенции освещена довольно подробно, но бытовавшая до недавнего времени идеологизация исторической науки не позволяла историкам объективно рассматривать те или иные факты. В зависимости от коньюктуры, главными организаторами интервенции объявлялись то японцы, то США, то Англия. Господствовали идеи о мессианском предназначении Советской России, призванную сыграть авангардную роль в мировой истории, о неизбежности мировой пролетарской революции, призванной похоронить "загнивающий" капитализм.

Оправдывать интервенцию союзных держав не приходиться. Ни одно государство не имеет право на прямую ни прямо, ни косвено вмешиваться во внутренний вооруженный конфликт, происходящий на территории какого-либо государства. Но можно понять мотивы АНТАНТЫ. Противоречивая внешняя политика советского правительства, основу которой составляли противоречивые принципы, не могла не вызвать недоверие к России. Великодержавным устремлением советского правительства, комуфлируемым "коммунистическим идеалам", страны АНТАНТЫ умело противопоставляли идеи борьбы за всеобщую победу либерализма и демократии, стремление не допустить на свои страны "большевистской заразы".

И после октябрьского переворота в Петрограде дипломатические представители стран Антанты и США на Дальнем Востоке получили от своих правительств рекомендации воздерживаться от контактов с органами советской власти; поддерживать неофициальную связь с органами местного самоуправления - земскими управами и городскими думами.

Особенно агрессивно было настроено японское правительство. Уже в ноябре 1917 г. японским Генштабом был разработан план отправки войск в Северную Маньчжурию и Приморье. В начале декабря 3 японские дивизии уже были готовы к отправке. Иностранными миссиями на Дальнем Востоке стала распространяться версия реальности германской угрозы этому региону, возможности захвата военнопленными военных складов во Владивостоке.

В конце ноября 1917 г. межсоюзническая конференция в Париже уже рассмотрела вопрос об интервенции в Сибири, но к совместным действиям союзники еще не были готовы: мешали противоречия. США, например, очень опасались, что в результате интервенции в России позиция Японии в Юго-Восточной Азии усилится.

В свою очередь, японское правительство не могло игнорировать мнение Америки. Своеобразным зондажем мнения союзников и российской общественности явились действия Японии по распространению слухов в печати о том, что в декабре 1917 года японские войска уже высадились во Владивостоке, на что со стороны Вашингтона сразу же последовала отрицательная реакция. Государственный секретарь США Р.Лансинг в беседе с японским послом К. Исии заявил о нецелесообразности этого шага, "так как неизбежным результатом этого явилось бы сплочение русских вокруг большевиков против иностранного вторжения."

Cоюзные державы решили действовать постепенно, для начала послав во Владивосток военные суда. 30 декабря 1917 г. в порт прибыл японский броненосец "Ивами" ( бывший русский крейсер "Орел" ), 14 января 1918 г. - английский крейсер "Суффолк", 16 февраля - американский крейсер "Бруклин". Японский консул объяснял это необходимостью защиты японских подданных. Протесты местных властей и советского правительства союзные державы игнорировали. Противникам Советов таким образом оказывалась большая моральная поддержка.

Следующим шагом союзников по подготовке интервенции явилось запрещение китайским правительством всех видов экспорта из Манчьжурии в Россию. Население стало страдать из-за нехватки продовольствия. Вина за это свалилась на Советскую власть.

Дебаты среди союзников по поводу интервенции усилились в связи с наступлением германских войск на западе страны в феврале. Вновь появился повод говорить о германской угрозе. Япония стала добиваться у АНТАНТЫ поддержки ее решения провести интервенцию на Дальнем Востоке одной, что сразу же вызвало ответную негативную реакцию США. Франция предложила начать объединенную интервенцию, но США к ней еще не были готовы. Не надо забывать, что войска АНТАНТЫ были заняты еще и на германском фронте.

Но японское правительство к интервенции готовилось усиленно. В январе 1918 года японский министр Тератути на открытии парламента говорил: " Япония считает себя ответственной за сохранение мира в этой части света, следовательно, в случае нарушения такового ... правительство Японии ни на минуту не задумается о принятии необходимых мер. "В решении Кабинета министров Японии от 13 января 1918 года говорилось о необходимости существенно ограничить мощь российской армии на Дальнем Востоке, ликвидировать владивостокскую крепость, объявить Владивосток свободным портом, добиться в этом регионе свободы действий японским предпринимателям и открыть им доступ на Амур.

Госдепартамент США по-видимому в связи с этим, 26 января заявил, что если интервенция в будущем будет необходима, то она должна осуществляться "международными усилиями".

Бывший японский посол в России Утиде, вернувшись в Токио,доказывал, что германская угроза Дальнему Востоку - миф. Но подготовка к интервенции продолжалась. Частью этой подготовки явились переговоры о японо-китайском военном соглашении, начатые в январе 1918 года. Правительство Японии предложило Китаю совместную оккупацию Сибири и транссибирской железной дороги. При интервенции Япония возлагала большие надежды на белоказачьих атаманов.

Японцы пытались использовать в своих интересах руководство КВЖД в лице генерала Д.Л.Хорвата и связанные с ним контрреволюционные отряды, потребовав в качестве компенсации за финансирование и вооружение отрядов, выполнения решений принятых Кабинетом министров от 13 января 1918 года.

Прибывшие в Харбин из Томска областники - члены подпольного "временного правительства автономной Сибири" во главе с П.Дербером придерживались проамериканской ориентации , рассчитывая при перевороте взять власть в свои руки на Дальнем Востоке. Японцы всерьез их не принимали.

В начале апреля 1918 года Япония и Англия устроили во Владивостоке "репетицию" интервенции. 5 апреля в порту были высажены японский и английский совместный военный десанты, якобы с целью охраны своих подданых. Ввиду отсутствия основания для вмешательства во внутренние дела России японцами было спровацировано убийство двух своих подданых. Весь консульский корпус поддержал эту акцию, официально обратившись за разъяснениями к областной земской управе. Представителей горсовета, пришедших протестовать против высадки десанта, японский консул принял "как частных лиц". Требование горсовета и земской управы о возвращении десантов на корабли интервенты игнорировали.

Энергичный протест советского правительства и общественности Сибири и Дальнего Востока против интервенции, директива В.И.Ленина Владивостокскому Совету об организации обороны Приморья и эвакуации военных грузов из Владивостока заставили союзные державы задуматься о возможности продолжения этой "репетиции". Но главное - между ними не было достигнуто договоренности о проведении широкомасштабной интервенции. Преждевременной ее считал Утидо, сменивший Мотоно в должности министра иностранных дел Японии. Уже 8 апреля командующий 5 японской эскадрой Като получил от военно-морского министерства указания "рассматривать морской десант как временную меру местного значения, которая при отсутствии провокаций должна быть прекращена." В конце апреля японский и английский десанты были возвращены на корабли. К маю 1918 года относится решение японской стороны на проведение объединенной интервенции, но под японским командованием. В это время были завершены японо-китайские переговоры, результатом которых было заключение тайных военных соглашений против России. Бывший российский посланник в Китае Кулашев заявил, что военные неудачи атамана Семенова и в Забайкалье "в связи с состоявшимся заключением японо-китайского соглашения заставляет думать, что японское выступление неизбежно."

В правящих кругах США не раз возникала мысль сагитировать прояпонски настроенного Семенова на свою сторону: тогда для США легче бы решалась японская проблема на Дальнем Востоке. 20 мая президент Вильсон дал указание Лансингу проследить внимательно "за действиями Семенова и выяснить не существует ли законный способ помочь ему." Но общего языка с Семеновым американцам найти так и не удалось.

Для АНТАНТЫ в ее планах интервенции в России большое значение получил чехословацкий корпус, который было решено использовать для контрреволюционного переворота в Сибири и на Дальнем Востоке, что и было осуществлено в мае-июне 1918 года. В результате в конце мая Дальний Восток был отрезан от центральной России.

К этому времени относится и активизация антибольшевистских сил в зоне КВЖД. Формированием белогвардейских войск занимался непосредственно адмирал Колчак. В районе Гродеково начали действовать белогвардейские отряды Калмыкова и Орлова. Возник Гродековский фронт, на котором в июне белые потерпели поражение и вернулись на КВЖД.

Cеменов пришел к соглашению с Хорватом, игнорируя Колчака. Колчак, непожелавший пойти на встречу японским экспансионистам, был отстранен от руководства военными формированиями и под благовидным предлогом командирован в Японию.

К концу июня союзники договорились относительно свержения советской власти во Владивостоке. 29 июня чехословаки предъявили ультиматум Владивостокскому Совету, члены Сосета были арестованы. Чехословацкое выступление сопровождалось высадкой английского, японского, американского и французского десантов якобы для защиты консульств. К власти было допушено временное правительство автономной Сибири, восстановлены областная земская управа и городская дума. Вашингтон предложил командиру американского крейсера "Бруклин" "продемонстрировать чехословакам нашу симпатию и поддержку ."

Союзное командование объявило Владивосток состоящим под международным контролем. Чехословацкие войска совместно с отрядом Калмыкова начали наступление на Никольск-Уссурийск. Революционные войска с боями отошли до ст. Уссури, где приступили под руководством Дальсовнаркома к укреплению своих позиций.

Свержение Советской власти во Владивостоке ускорило решение АНТАНТОЙ вопроса об объединенной интервенции. Уже 6 июля 1918 года на совещании в Белом доме с участием президента США, госсекретаря и силовых министров было решено принять участие в интервенции. При этом правительство США собиралось договориться с японским правительством о равном количестве посылаемых войск - по 7 тыс. солдат, японскому послу в Вашингтоне было предложено известить об этом свое правительство.

Но Япония и не собиралась ограничивать свои войска. Чтобы выиграть время, японское правительство не сразу ответило на предложение США и уже 10 июля во Владивостоке высадилось японских войск вдвое больше предложенной нормы: 13500 человек, и госдепартамент США понимал, что японцы на этом не остановятся. К концу 1918 года их войска насчитывали около 73тыс. чел., а у американцев - около 10 тыс.

В начале августа были опубликованы декларации правительств Японии, США и Англии, а в конце августа - правительства Китая, в которых целью интервенции объявлялась помощь чехословакам в отправке на родину и во Францию, помощь русским, борьба с германской угрозой вмешательства во внутренние дела России. Об истинной цели - помощи российской буржуазии в свержении советской власти декларации умалчивали.

В конце августа войска дальсовнаркома предприняли наступление против чехословацких войск и калмыковцев, и они были бы разбиты, но высадка войск интервентов спасла их от разгрома. Дальсовнаркому при не равном соотношении сил пришлось прекратить фронтовую борьбу. Интервенция на Дальнем Востоке затянулась до октября 1922 года.

При поддержке союзных держав к власти пришел Калчак, объявленный верховным правителем России. И Япония и США свои войска в Западную Сибирь не послали. Им было достаточно Дальнего Востока, где они, занимаясь своими проблемами, зорко следили друг за другом, чтобы не дать закрепиться ни одной из сторон.

Американо-японские противоречия, таким образом, способствовали сначала затягиванию сроков начала широкомасштабной объединенной интервенции. Они уже определяли характер отношений США и Японии в ходе интервенции. И в дальнейшем, на заключительном ее этапе, в 1920 - 1922 гг. эти противоречия способствовали тому, что антияпонские действия США несмотря на ярко выраженный антисоветизм их руководства, активно способствовали прекращению японской интервенции на Дальнем Востоке.

Профессор истории Б.И.МУХАЧЕВ.

Читайте также:

Мы живем в Матрице!
ТОПОНИМИКА ПОБЕРЕЖЬЯ И ПРИБРЕЖНОЙ АКВАТОРИИ ХАСАНСКОГО РАЙОНА
ВЛАДИВОСТОКСКАЯ КРЕПОСТЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ /архивная/
Дела криминальные