Общество | Бизнес | Технологии | Медиа | Человек | Отдых и увлечения | Быт | Архив | Наша лента

ВЛАДИВОСТОКСКАЯ КРЕПОСТЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ /архивная/

Если даже кому-то из жителей Владивостока и не довелось побывать на бывших фортах и батареях, то уж их полускрытые временем очертания и мощные бетонные своды хотя бы издалека видел каждый. Грандиозными крепостными сооружениями "города нашенского" искренне и со знанием дела восхищались многие известные личности. Газета "Таймс" в 1919 году писала: "Владивостокская крепость - лучшая из приморских крепостей всего мира, а сооружения ее являют собой чудо военно-инженерного искусства". Конечно, газетчики склонны к преувеличениям. Но и среди специалистов цитадель Владивостока считалась одной из лучших - то есть практически неприступных - морских крепостей мира. Известно и то, что орудия нашей крепости за всю ее более чем столетнюю историю ни разу не открывали огонь по врагу. Однако, по словам крупного военно-морского теоретика Николая Кладо, "крепость, которой за всю войну не придется сделать ни одного выстрела из-за того, что неприятель будет считат для себя невыгодным вступить с ней в состязание, наилучшим образом выполнит свою задачу". Эта формулировка как нельзя лучше подходит к ситуации с крепостью на берегах бухты Золотого Рога.

НЕОБХОДИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ.

В конце 1856 года была образована Приморская область Восточной Сибири, в состав которой вошли бывшая Камчатская область, Удский и Приамурский края. Центром новой области России был определен Николаевский пост, по такому случаю переименованный в город Николаевск-на-Амуре. Камчатский губернатор, капитан 1 ранга П.В.Козакевич стал военным губернатором Приморской области, а также командиром Сибирской (бывшей Охотской) флотилии и портов Восточного океана. Подписание в 1859 году Айгунского договора с Китаем закрепило территорию нынешнего Приморья "в установленных границах" за Россией. Летом того же года генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев-Амурский, совершая плавание на пароходе "Америка" из Японии в Посьет, решил лично осмотреть огромный залив Петра Великого. Естественно, что он просто не мог не обратить внимания на хорошо укрытую бухту Золотой Рог и принял решение основать здесь военный пост, что и было исполнено год спустя. В 1862 году военный пост был переименован в порт Владивосток...

Владивосток был официально объявлен крепостью 4-го разряда 30 августа 1889 года, и в ознаменование этого события на Голдобинской мортирной батарее под звуки артиллерийского солюта был поднят кейзер-флаг - стяг русских морских крепостей. Однако мероприятия по превращению Владивостока в укрепленный военный пункт начались сразу после основания города: уже в 1862 году на зафрахтованной российским правительством немецкой шхуне "Эмма и Матильда" из Кронштадта были доставлены 70 гладкоствольных орудий. Предназначались они для нужд обороны Южно-Уссурийского края в целом, а непосредственно во Владивосток в те же годы из Приамурья был переведен взвод горной артиллериии под командованием прапорщика С.А.Гильдебранта. Его разместили на окраинах тогдашнего поста, а именно на вершинах горы Тигровой и сопки Батарейной.

Фактически первые батареи береговой обороны на Голдобине, Эгершельде и полуострове Шкота появились в середине 70-х годов прошлого столетия, а к 1878 году крепость Владивостока насчитывала уже 25 орудий различных типов. Укреплению Владивостока и осознанию его важности как опорного пункта флота на Дальнем Востоке России способствовал довольно сложная военно-политическая обстановка в мире. Это и резко ухудшившиеся русско-турецкие отношения, попытки США и Великобритании взять под контроль район залива Петра Великого, и значительное укрепление влияния "владычицы морей" в соседнем Китае...

Хорошо известно, что первоначально, при основании военного поста в бухте Золотой Рог, ни у российского правительства, ни у флотского командования не было планов относительно создания здесь морского порта. В основу концепции освоения Россией Южно-Уссурийского края была заложена идея создания военно-морской базы Сибирской флотилии в заливах Посьет или Владимир. Мы не будем останавливаться на всех соображениях, приведших к пересмотру этого взгляда, на схватке амбиций и тактических представлений - сама по себе это отдельная и довольно поучительная история. Понятно, что важную роль сыграл все же свершившийся в 1871 году перевод во Владивосток военного порта из Николаевска-на-Амуре. Но, пожалуй, самым главным событием в плане развития военно-морской крепости стало прибытие в город-порт полковника П.Ф.Унтербергера, тогда заведующего инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа.

Роль личности в истории порой невозможно оценить, да и сам человек иногда не предполагает, какая судьба ему уготована. Унтербергер впоследствии станет военным губернатором Приморской области и генерал-губернатором Приамурского края, прославится в качестве известного исследователя Дальнего Востока. А тогда, в 1878 году, он проинспектировал имевшиеся во Владивостоке 12 батарей, минные заграждения входов в бухты Диомид и Золотой Рог и пришел к выводу, что принятые к обороне меры "крайне недостаточны". В докладной записке он указал на тот очевидный факт, что Владивосток удален от мест, откуда ему в случае конфликта может быть оказана помощь войсками. Поэтому он должен быть способен достаточно долгое время оказывать самостоятельное сопротивление возможному неприятелю. П.Ф.Унтербергер предложил создать укрепления, обеспечивающие круговую оборону города, доставить сюда современное артиллерийское вооружение и сосредоточить в крепости достаточное количество войск с соответствующими запасами амуниции, боепитания и просто питания. Таким образом, именно Павлу Федоровичу Унтербергеру принадлежит идея и заслуга создания во Владивостоке военно-морской крепости.

Год спустя Унтербергер завершил составление детального плана обороны Владивостока, привязанного к местности, а прибывший из Хабаровки военный инженер Широков приступил к сооружению дерево-земляных укреплений. Кстати, на все ему было отпущено 25 тысяч рублей, что никак нельзя назвать огромной суммой. Со стороны суши строились люнеты у морского госпиталя, на высоте севернее бухты Улисс и на Тюменской горе (ныне сопка Буссе - где теперь коттеджи возводят), а также укрепления "Среднее" на Орлином гнезде и "Встречное" на Даковой горе - возвышенности, где сейчас расположен корпус мединститута. Большинство батарей и укреплений было выстроено в течение 1879 года, но они нет были тогда вооружены. Как удалось капитану Широкову сделать все работы и при этом уложиться в смету - только ему ведомо, но в дальнейшем кредиты несколько увеличились. Постепенно линия обороны города вышла за границы ближайших окрестностей Золотого Рога. В 1880 году были возведены батареи на мысе Купера (где сейчас находится Морская академия) и севернее мыса Бурного (территория завода "Металлист") - они были предназначены для защиты побережья Амурского залива от нападения с моря. В 1885 году была сооружена батарея Безымянная - близ нынешнего ТИНРО. Она, как и другие сооружения того времени, была земляной, но надежно укрепленной, и служила противодействием возможной высадке противника в районе Семеновского ковша. Теперь на этом месте располагается общественный клуб "Владивостокская крепость", приведший в надлежащий порядок все, что осталось от потомков. Всем интересующимся историей там дадут консультацию, проведут по бетонным казематам и познакомят со схемами, планами крепости, а также с некоторыми вполне материальными экспонатами.

НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

ЛЮНЕТ - открытое с тыла укрепление, состоявшее обычно из одного-двух валов, со рвом впереди и прикрытое с фланга. Что-то вроде огромной буквы "П" на местности.

КАЗЕМАТ - защищенное от попадания снарядов и бомб помещение в крепости, предназначенное для укрытия гарнизона.

В 1880 году произошло весьма заметное событие в жизни города - сюда с Балтики прибыла Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала Лесовского. Ее появление в российских дальневосточных водах было вызвано дальнейшим обострением отношений с Китаем и Великобританией.

В Сингапуре готовилась к военным действиям английская эскадра, а в провинции Хэйлунцзян концентрировалось огромное войско императрицы Цыси. Назревал военный конфликт. Понятно, что в такой обстановке Владивосток, где к тому времени скопились материальные ценности на сумму 10 миллионов рублей, нуждался в защите. Поэтому на кораблях эскадры в наш город были доставлены новейшие по тем временам береговые орудия 9-ти и 11-дюймового калибра - они и были установлены на уже готовых береговых укреплениях. Осмотревшись на месте, адмирал Лесовский тут же высказал здравую мысль о включении острова Русского в ситему обороны Владивостока. Судя по всему, в царские времена слова не расходились с делом: буквально через год на расположенном прямо напротив входа в бухту Золотой Рог узком перешейке Русского острова (поперек которого позже, в 1897 году, был прорыт канал) появилось так называемое сомкнутое укрепление, вооруженное береговой артиллерией.

Кроме того, в дополнение к уже расквартированному в городе пехотному линейному батальону была сформирована саперная рота и рота крепостной артиллерии. На протяжении 80-х годов на подступах к Владивостоку продолжалось интенсивное оборонительное строительство, а вся гладкоствольная артиллерия была заменена на нарезную.

Разумеется, все сооружения того далекого времени были дерево-земляными, и от них сейчас остались только едва заметные неровности рельефа. Хотя один раз бывшие рубежи обороны напомнили о себе, причем самым сенсационным образом: лет 15 назад на месте уже упоминавшегося укрепления "Встречное" шло строительство одного из корпусов Владивостокского медицинского института. При копке котлована был вскрыт когда-то заваленный и забытый блиндаж, а в нем - довольно большое количество гранат и шрапнелей к 4-фунтовым пушкам. Все это хозяйство грозило взрывом, к тому же рядом была бензоколонка, так что забот и суеты было много: эвакуация, оцепление, разминирование, вывоз зарядов и подрыв их... Кстати, в то время найденные боеприпасы из идеологических, очевидно, соображений были названы "японскими", что не соответствовало истине.

К 1888 году - после постройки Новосильцевской и Ларионовской батарей на острове Русском и еще двух на полуострове Назимова - береговая оборона Владивостока была вынесена на линию Скрыплевского рейда.

Полковник К.С.Чернокнижников, в то время начальник инженерной дистанции, первым обратил внимание на особую важность в оборонной тактике высот долины Седанки, а также горы Русских (на острове Русском). С начала 90-х годов разрабатывается план усиления сухопутной обороны Владивостока, который включал сооружение пяти временных укреплений на высотах к югу от Первой Речки. В рамках этой программы и был прорыт уже упоминавшийся канал из пролива Босфора в бухту Новик - для удобства маневрирования кораблей в условиях возможной тесной блокады. Предполагалось также возвести непрерывную линию ограждения вокруг батарей Голдобина, а в дальнейшем построить в этом месте мощную цитадель - центр обороны всей крепости. На горе Русских и на высотах в районе Седанки было предусмотрено сооружение фортов - соответственно Южного, Северного и Северо-Восточного, а на сопке к северу от Первой Речки - Северо-Западного. Этот момент можно считать переломным в истории крепости - до 1895 года во Владивостоке возводились только горные и береговые батареи, а с указанного периода начинается строительство системы изолированных укреплений-фортов. Именно поэтому Владивосток является уникальной морской крепостью с двумя независимыми оборонительными системами разных лет постройки - конца 19-го века и кануна первой мировой войны. Естественно, что в них были воплощены и различные подходы к проблемам обороны морских крепостей, и соответствующие своему времени достижения инженерной и фортификационной науки.

Большое видится на расстояньи... Те передовые укрепления, насколько можно судить сейчас, по прошествии почти века, можно было лишь достаточно условно назвать сооружениями, предназначенными для долговременной обороны. Своды бетонных строений рассчитывались на сопротивление снарядам калибром до 6 дюймов, а сами форты были бы отлично видны с любого расстояния за счет высоких брустверов. Хотя форты впечатляли занимаемой площадью (5-7 гектаров) и ограждались глубокими рвами, укрепленных казематов в них было запроектировано мало: лишь кофры и одно-два убежища внутри периметра, к тому же изолированные друг от друга. Французские, бельгийские, германские форты того времени выглядели гораздо более внушительно - с мощными бетонными строениями, соединенными между собой системой потерн, и бронебашнями для артиллерии. Из этого не следует, что К.С.Чернокнижников и его коллеги были малопрофессиональны в своем деле. Они были ограничены как в финансовом отношении, так и по времени, к тому же исходили из относительной слабости армий вероятных противников, не обладавших ни тяжелый артиллерийским вооружением, ни опытом осады крепостей.

НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ.

КОФР - казематированная постройка для флангового (продольного) обстрела рвов. Кофры сохранились на любом из нынешних фортов Владивостокской крепости - это мощное угловое укрепление непосредственно во рву, в котором имеется несколько круглых амбразур для орудий.

ПОТЕРНА - название подземного хода сообщения в фортификации. Кстати, тыл в этой науке называется "горжа". Специфика...

Не дожидаясь окончательного утверждения проекта, полковник Чернокнижников начал реализацию своих планов на практике. По мере поступления кредитов были сделаны рабочие чертежи, проведена разметка на местности, вырубка леса, был исследован грунт и даже кое-где начаты земляные работы. В это время обстановка на Дальнем Востоке резко обострилась из-за японо-китайской войны 1894-1895 годов. Были приведены в боевыю готовность российские войска в Восточной Сибири и Приамурье, а во Владивостоке провели мобилизацию и учения. Итог последних был неутешителен - был сделан вывод о непригодности существовавших оборонительных сооружений для отражения атаки с суши.

Все недостатки были подробно изложены командующим Приамурским военным округом генерал-лейтенантом Духовским в его служебной "Записке о современном состоянии и нуждах Владивостокской крепости", поданной в военное ведомство. Делу дали ход, с ним даже познакомили царя. В результате на высочайшем уровне было решено выделить необходимые финансы и разработать полный проект долговременного обвода для Владивостока в целом. Такой проект был утвержден в 1896 году, после чего темпы фортификационных работ резко возросли.

НЕОБХОДИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

После заключения в апреле 1895 года Симоносекского договора Японии под давлением России, Германии и Франции пришлось отказаться от своих притязаний на Ляодунский полуостров, на котором был расположен Порт-Артур. Россия поддерживала Китай в его противостоянии Японии - небескорыстно, конечно. Договор с Китаем 1896 года разрешал России строительство на территории Маньчжурии КВЖД - Китайско-Восточной железной дороги. Как известно, в те годы еще не было сплошного Транссиба - от Сретенска на Шилке до Хабаровска грузы шли по Амуру, и лишь затем перебрасывались на Уссурийскую железную дорогу. В 1898 году царское правительство добивается от Китая аренды сроком на 25 лет южной части Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и ближележащими островами. Порт-Артур, занимающий выгодное стратегическое положение, становится военно-морской базой российской Тихоокеанской эскадры. Теперь, когда у России появилась база в Порт-Артуре, кредиты для Владивостока были задержаны, и даже обсуждалась идея об упразднении здесь крепости. Понятно, что лишних денег никогда не бывает, поэтому все, что ранее предназначалось Владивостоку, отныне направлялось в Порт-Артур. Тем не менее строительство продолжалось: три северных форта постепенно приобрели надлежащий вид, старые береговые батареи одевались в бетон, было построено несколько казарменных городков и проложена центральная военная дорога - закрытый от обстрелов с обеих заливов выезд из Владивостока. Она, кстати, сохранилась до сих пор и находится во вполне приличном состоянии. Опознать старую дорогу, проходящую между Первой и Второй Речками, довольно легко и сейчас - вдоль нее поставлены гранитные столбики (в отличие от более поздних бетонных). Однако в январе 1899 года по "экономическим соображениям" строительство передовых фортов было остановлено личным распоряжением военного министра генерал-лейтенанта А.Н.Куропаткина. Он повелел возводить долговременный обвод крепости на дистанции всего лишь трех-пяти километров от бухты Золотой Рог, что не защищало порт от возможного обстрела с суши. Местные инженеры постоянно указывали на нелогичность этого решения, но из столицы было, понятно, виднее...

В 1899 году для составления нового плана укреплений во Владивосток был направлен известный военный инженер полковник К.И.Величко, профессор Николаевской инженерной академии. В том же году он провел работы по проектированию крепостных сооружений Порт-Артура. Именно поэтому крепости этих двух городов так похожи друг на друга, однако укрепления нашего города совершенствовались и в дальнейшем, после русско-японской войны и падения Порт-Артура. По инициативе К.С.Чернокнижникова командование Владивостокской крепости приняло решение сохранить форты Северный и Северо-Восточный в качестве передовых позиций. Эта предусмотрительность, проявленная вопреки приказу военного министра, оказалась поистине прозорливостью, что особенно проявилось в военном противостоянии с Японией, которое уже близилось. В плане войны с Японией, разработанном в 1901 году, Владивосток рассматривался как пункт базирования главных сил российского флота на Тихом океане. Однако его укрепления были явно недостаточными: подступы к порту защищали 23 береговые батареи, но из 400 орудий крепостных было всего 80, а некоторые устаревшие артиллерийские системы даже не имели приборов для ведения прицельного огня. Уссурийский залив и остров Русский вовсе не имели обороны - там только начались строительные работы. С другой стороны, крепость Порт-Артура с моря прикрывали всего лишь 116 орудий, а с суши - восемь...

Такова была диспозиция к началу русско-японской войны, но о дальнейших событиях - в следующем номере.

Иван ЕГОРЧЕВ

The Far East Russian Magazine №2 (сентябрь 1995 г.)

Читайте также:

Мы живем в Матрице!
Особенности формирования новой правящей группировки в Приморском крае /архивная/
КРЕПОСТЬ ЛАДНОЙ РАБОТЫ /архивная, продолжение/
История Российского Дальнего Востока в изложении Джона Стефана /архивная/