Главная | Бизнес | Технологии | Медиа | Человек | Отдых и увлечения | Быт | Архив | Наша лента

КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ «КАРАВАН» /архивная/

Для поклонников классической литературы название «Кэнтербери» связано с британским поэтом Джеффри Чосером, подарившим миру великолепные озорные «Кентерберийские рассказы» - поэтический «Декамерон» средневековой Англии. У фаната рок-музыки, точнее той ее разновидности, которую назвали «прогрессивный» рок, название этого городка ассоциируется с чисто английским замесом яркого, бескомпромиссного и умудренного рок-н-ролла. Среди многих , кто начинал свой путь на кентерберийской сцене, ярко выделились своим звуком и стилем «SOFT MACHINE» и «CARAVAN», «GONG», Kevin Ayers & «THE WHOLE WORLD», «MATCHING MOLE», «HATFIELD & THE NORTH».

История эта началась в 1964 году с группы «WILD FLOWERS», одной из многих легендарных команд, которые никогда не были записаны. В ее оригинальном составе играли Ричард Синклер на ритм-гитаре, Хью Хоппер на басу, его брат Брайен - на гитаре и саксе, Роберт Уайет - на барабанах, непродолжительное время пел Кевин Эйерс. Когда он отправился в путешествие, а Синклер уехал в свой художественный колледж, Хью Хоппер встретил барабанщика Ричарда Кохлэна на халтуре в танцевальном оркестре Леса Пейна. Ричард вспоминал, что Хью попросил его присоединиться к «Диким Цветам», и хотя он еще не отработал свой пятилетний контракт зубного техника, он принял предложение. Пай Хастингс оказался в поле их зрения благодаря дружбе с Эйерсом и стал лидер-гитаристом в 1965 году. Группа записала несколько демо-тейпов в студии своих приятелей. Это были сделанные в ритм-энд-блюзовом стиле песни Джеймса Брауна и Нины Симоне и простенькая джазовая пьеска «Watermelon man»(Человек-арбуз), хотя в их обычном репертуаре обычно были вещи «Битлз» и Чака Берри.

Как вспоминает Роберт Уайет «произошло нечто вроде разделения амебы - одна половина «Диких Цветов» стала «Караваном», вторая - всем остальным.» Кевин Эйерс с составом под названием «Pothead Pixie», и вместе с Дэвидом Алленом, австралийцем, поселившимся в Кентербери решили создать группу. Мертворожденный проект «Mr. Head» возродился под названием «Soft Machine» в начале 1967 и в нем участвовали Эйерс в качестве басиста и вокалиста, Дэвид Аллен играл на гитаре, Мик Рэтлидж на клавишных, Уайет - ударные, вокал. Был еще американский гитарист по имени Лэрри Нолан, но он исчез послествовали еще полгода. Единственным светлом пятном в этом периоде стало присоединение к их составу первого и единственного клавишника Дэйва Синклера и решимость Пая Хастингса стать вокалистом. Лето любви было в полном разгаре и «Дикие Цветы» оказались скованы своим собственным стилем - они играли соул, в то время как все вокруг, например «Пинк Флойд» представляли полностью новый и необычнейший материал. «Soft Machine» уже реализовали свой дебют в виде cингла «Love makes sweet music»/»Reelin Feelin Squeelin» на фирме «Полидор». «Цветы» решили обмануть судьбу и переименовали себя в «Караван» в январе 1968 года. В состав вошли Ричард Синклер - бас, его брат Дэйв - клавишные, Ричард Кохлэн - ударные, Пай Хастингс - гитара и вокал.

Группа сняла домик и оборудовала одну из комнат под студию. Композиторский дар Хастингса работал в полную силу: большинство материала группы, вышедшего на дебютном альбоме было написано именно в этот период. Спустя полгода группа почувствовала себя достаточно уверенно, чтобы искать контакта с фирмами грамзаписи, а их живые выступления уже охватывали территорию гораздо большую нежели Кентербери.

Так как у «Каравана» не было менеджера и они никак не стремились выставиться, слухи о них ходили самые загадочные. Поворотной точкой стало первое выступление в лондонском клубе «Средиземелье»(Middle Earth), о котором вспоминал Пай Хастингс: «В те дни это было крутое местечко для игры в Лондоне, но мы играли плохо и поехали в деревню , думая «Эва, вон оно как!». Впрочем, сила слухов была настолько велика, что вскоре они уже подписали контракт с фирмой «MGM Records» после встречи с шефом британского отделения Яном Ральфини. Тот был чрезвычайно воодушевлен и заверял парней, что если они запишут хороший прогрессивный альбом, он позаботится оьо всем остальном - аппаратуре, шмотках, автомобилях - всем, что им нужно. Охваченная эйфорией группа собралась переезжать в Лондон. План, вообще то, был неплох, но пять фунтов еженедельно оттопыриваемых MGM - были суммой более чем недостаточной для жизни в большом городе. Так что пришлось им вернуться в Кентербери и поселиться в палатке возле своей звукозаписывающей хижины. Но они не сдавались, так как верили в музыку, которую играли, и думали ,что эта музыка достойна того, чтобы ее играть. Ожидание дало свои плоды в виде послания, вызывающего их в Лондон, для записи в студии.

Альбом, названный просто -»Караван», был записан в августе и сентябре 1968 в студии «Advision» продюсером Тони Коксом и был явлен миру в октябре. Это был весьма впечатляющий дебют. Хрупкий, почти хрустальный вокал Хастингса, легко поддерживаемый реминисценциями Роберта Уайета имеет почти потустороннее звучание, орган Хаммонд Дэйва Синклера добавляет свой неповторимый звук - все вместе составляет мгновенно узнаваемую манеру и музыку. Для записи пригласили саксофониста Брайена Хоппера, на флейте подыграл старший брат Пая - Джимми Хастингс. Пластинка получилась на славу, ее хорошо приняли и критики и публика, но к несчастью фирма MGM находилась в финансовом упадке и не затратила достаточно средств на раскрутку, необходимую любой команде, а в середине 1969 года и вовсе прекратила всю деятельность на британском направлении. Менее чем через год после подписания контракта «Караван» остался без фирмы звукозаписи.

Между тем они попали в поле зрения крупного лондонского менеджера Терри Кинга, который устроил им контракт с фирмой «Decca» в 1970 году. Их второй альбом «If I could do it all over again, I’d do it all over you»(Если бы я смог сделать все это снова, я бы сделал все это с тобой) спродюсированный группой и Терри Кингом был выпущен в сентябре 1970, спустя почти два года после выхода дебютного альбома. Заглавная вещь вышла также на сингле и вошла в лучшую британскую двадцатку. Альбом также пошел хорошо и продержался в таблицах популярности шесть недель. Кроме прочих вещей он содержал и четырнадцатиминутную классическую композицию «К Ричарду» с доминирующим звуком клавишных Дэйва Синклера. Впрочем все участники группы смогли здесь ярко показать свое владение инструментом. Не удивительно, что эта композиция стала краеугольным камнем всех живых выступлений команды. Неплохими получились песни «And I wished I were stoned» и юмористическая «Hello Hello»

«Караван» уже слишком быстро шел к успеху, гораздо быстрее, чем за время потраченное между двумя первыми альбомами. Были предприняты интенсивные гастроли, и у группы появился свой культ почитателей - сначала в Англии, затем во Франции, а там уж и по всей континентальной Европе. «Decca» передала группу в свое подразделение «Deram», занимающееся прогрессивной музыкой, и в апреле 1971 года увидел свет третий альбом «In the land of grey and pink»(В стране серого и розового). Первый раз группа работала с продюсером Дэвидом Хитчкоком, который впоследствии участвовал почти во всех работах «Каравана». Альбом показал, что группа находится в творческом пике. Было продано такое количество экземпляров, которое не расходилось ни до, ни после этого. Как заведено, одна из композиций , была на целую сторону пластинки и демонстрировала персональное умение каждого члена группы музицировать.

Непрекращающиеся гастроли вызывали большое напряжение, но успех начал отворачиваться от группы. Не то чтобы им не хватало музыкальной энергии, но все разъехались в разные стороны, обзавелись семьями, возникли проблемы с деньгами, на группе висели ее обязательства. Они все меньше собирались вместе, чтобы поиграть, как это было в течение долгих лет, пока вовсе не прекратили делать это. Дэйв Синклер был первым, кто ушел в июле 1971 года, чтобы создать с Робертом Уайетом «Matching Mole», но менее чем через год уже оказался в составе «Hatfield & The North». Уход Синклера был для оставшихся неожиданным, как гром с ясного неба. Ему была найдена замена в лице Стива Миллера, и группа приступила к записи альбома «Waterloo Lily»(Лилия Ватерлоо), попыташись делать музыку более экспериментальную, окрашенную влиянием фри-джаза. Но большая часть поклонников была поражена, услышав вовсе не ту музыку, которую им хотелось. Часть фанов была утеряна, зато появились новые.

Разногласия продолжались, практически все музыканты разошлись в разные стороны. На руинах «Каравана» остались только Пай Хастингс и Ричард Кохлен. Первое время они старались держать ослабевающее внимание публики. В состав был приглашен мультиинструменталист Джефф Ричардсон, и в таком составе группа отправилась на австралийские гастроли в одной обойме с группами «Slade», «Status Quo» и «Lindisfarne». По воспоминаниям, гастроли выжали из них все соки и были настолько ужасными, что по возвращении в Англию двое музыкантов ушли. Тут подошло время записи альбома. Вернувшийся Дэйв Синклер получил два дня для изучения нового музыкального материала, написанного Паем Хастингсом - и в октябре 1973 года был выпущена пластинка «For girls who grow Plump in the night»(Для девушек, которые растят свои прелести по ночам). Это было возвращением к прежнему стилю, и фаны, отвернувшиеся после выхода «Лилии Ватерлоо», вновь обратили благосклонные взоры на «Караван». В музыкальном плане это было сочетанием запоминающихся гитарных риффов с оркестровыми аранжировками. Голос Хастингса звучал великолепно как прежде, группа несмотря на все персональные изменения звучала так же мощно, как прежде. Если нужно сравнение, то ближайшим аналогом можно назвать «ELO» того времени.

После впечатляющего оркестрового эксперимента у продюсера Дэвида Хастингса возникла идея устроить живое выступление с Новым Симфоническим оркестром. Шоу состоялось в лондонском Королевском театре «Друри Лейн» 28 октября 1973 года и представляло в основном старый материал группы. Историческое событие было записано и вышло в виде шестого альбома группы «Caravan & The New Symphonies» в апреле 1974 года. К выступлению долго готовились, но прошло оно быстро и к сожалению не стало артистическим триумфом группы. Как сказал впоследствие Джефф Ричардсон: «Идея выступления с оркестром была неплохой, но оказалась трудной для воплощения. Представление оказалось претенциозным и чрезмерно организованным. Все чувствовали себя не в своей тарелке из-за этой переорганизованности и невозможности музицировать спонтанно. Тем не менее на пластинке было несколько удачных номеров, в особенности композиция «К Ричарду» в полной оркестровой обработке.

В августе закончился трехлетний контракт группы с Терри Кингом, новый был подписан с фирмой «British Talent Managers», после чего «Караван» отправился в свое первое американское турне, которое продолжалось девять недель и представляло альбом «Caravan & The New Symphonies», хотя и без оркестра. Выступления в Штатах прошли с большим успехом. Лидером группы, в которой не было музыкантов-экстравертов, в этот период стал Джефф Ричардсон. Следующую пластинку планировалось выпустить под названием «Toys in the attic» («Игрушки на чердаке»), но диск с таким же названием выпустили «Aerosmith», и его срочно пришлось менять на «Cunning Stunts»(Коварные уловки). Альбом увидел свет в августе 1975, одновременно с выступлением группы на престижном фестивале в Рединге. Более роковый чем все предыдущие альбомы, «Cunning Stunts» стал самым большим бестселлером команды и вошел в британский хит-парад альбомов на пятидесятое место. В конце 1975 года Дэйв Синклер покинул группу. Продюсер Дэвид Хичкок последний раз работал с коллективом на альбоме «Blind dog at St.Dunstans», вышедшем в свет в апреле 1976 года. Хотя диск вошел в таблицы популярности, многое наработанное во время последних записей было утеряно. Композиторский талант Пая Хастингса, долгое время ведущий группу вперед, стал оставлять его во второй половине 70-х.

«Decca» выпустила компиляцию «Canterbury Tales» в конце 1976 года и группа продолжала успешно гастролировать, представляя как новый так и старый музыкальный материал. Следующей была пластинка «Better by Far», спродюсированная Тони Висконти. Большая часть музыкального материала была написана Паем Хастингсом. Но группа постепено разваливалась, хотя ее активность продолжалась еще два с половиной года и окончательно прекратилась в 1979 году. Время от времени музыканты группы собирались вместе - в восьмидесятях ими было ыпущено еще два альбома под названием «Караван», но поезд прогрессивного арт-рока ушел навсегда, и команда растеряла всех былых поклонников. В девяностых произошел всплеск интереса к кентерберийскому року и старые друзья собрались вместе, чтобы играть музыку своей молодости в лучших традициях «Каравана». Коллектив играет концерты, вызывающие самый живой интерес в Англии и Европе. В работе находятся новые записи. Интерес к кентерберийской сцене в последнее время велик, как никогда. А значит с этим миром все в порядке.

@ Перевод Oh Yeah 1996

Дискография «Caravan»:

Caravan — 1968, MGM
If I could do it all over again, I’d do it all over you — 1970, Decca
In the land of grey and pink — 1971, Deram
Waterloo Lily — 1971
For girls who grow Plump in the night — 1973
Caravan & The New Symphonies — 1974
Cunning Stunts — 1975
«Blind dog at St.Dunstans — 1976
Canturbury Tales — 1976
Better by Far - 1977

Культурологический журнал КультBeat

Читайте также:

Мы живем в Матрице!
Зрители в ожидании новых серий «Ходячих мертвецов»
Для детей ли мультфильмы?
Вечерние платья знаменитостей