Почта | Главное | Бизнес | Технологии | Медиа | Человек | Отдых и увлечения | Быт | Архив | Наша лента RSS

Врагу не сдался "Изумруд"!

"Приказ министра судостроительной промышленности СССР N14 от 12 января 1972 года. Владивостокскому заводу "Электродеталь" присвоить новое открытое наименование: завод "Изумруд".

"Варяг", "Аскольд", "Изумруд"... Это - названия приморских оборонных заводов и одновременно имена российских крейсеров, вошедших в историю морской славы России. Сейчас, накануне празднования 300-летия русского флота, давайте вспомним обылых подвигах военных моряков...

...В ночь на 13 октября 1914 года германский рейдер "Эмден", замаскировавшись под английский крейсер, вошел в бухту Пенанг (Индонезия). Там стоял в ремонте действовавший в составе объединенного флота Антанты крейсер российской Сибирской флотилии "Жемчуг". В результате внезапной минно-артиллерийской атаки на нем взорвались погреба, и корабль затонул на глубине 30 метров. Так закончилась боевая служба последнего из четырех легких крейсеров-разведчиков, в число которых входил и "Изумруд".

ПРЕДЧУСТВИЕ ВОЙНЫ

В конце прошлого века Росссия и Япония усиленно готовились к войне. Поэтому отечественная судостроительная программа, рассчитанная на традиционное соперничество с Англией, была срочно пересмотрена, и в соответствии с новыми политическими приоритетами появился планстроительства кораблей для нужд Дальнего Востока. Был объявлен конкурс на разработку проекта крейсера II ранга водоизмещением 3000 тонн, со скоростью 25 узлов, вооруженного шестью 120-миллиметровыми пушками и таким же числом орудий более мелкого калибра.

Первое место было присуждено германской фирме "Шихад". Ей и был заказан головной корабль, получивший название "Новик". Второе место и право на строительство крейсера "Боярин" получила датская фирма. Третьим был проект Невского завода в Петербурге. Чтобы поддержать престиж российского судостроения, Морской технический комитет поручил ему строительство двух крейсеров - "Жемчуг" и "Изумруд". Стоимость каждого корабля по контракту 1901 года составила 3 миллиона 132 тысяч 500 царских конвертируемых рублей (без вооружения), срок строительства - 36 месяцев. Одновременно строились также "Аврора" и "Олег".

Крейсер "Изумруд" был заложен 1 июня 1902 года. В ходе строительства, как водится в России, начались отступления от первоначального проекта. Адмирал Старк доносил о чрезмерной облегченности корабля, "близкой к пределу крепости", о "дрожании в некоторых местах", после чего заменили котлы, укрепили корпус, увеличили его ширину до 12,8 метра. Другие характеристики были такими: длина 106 метров, масса корпуса 1056 тонн, брони - 345 тонн, угля - 360 тонн, вооружения - 208 тонн, провизии - 100 тонн. Численность экипажа - 15 офицеров, 325 нижних чинов. Запас топлива (360 тонн угля) обеспечивал дальность плавания до 5000 миль 10-узловым ходом. Внешне это был изящный корабль с тремя трубами и тремя мачтами, по водоизмещению примерно вдвое меньше всем известной "Авроры".

"Изумруд" был спущен на воду 22 октября 1903 года, затем достраивался еще в трех российских портах - Кронштадте, Ревеле и Либаве. После приемки "в казну" 3 ноября 1904 года "Изумруд" навсегда покинул Балтику и, устраняя по пути недоделки и форсируя боевую подготовку, взял курс на Мадагаскар, где в это время находилась эскадра адмирала Рожественского. Об этом подробно рассказывает документальная "Иллюстрированная летопись русско-японской войны" И.Булгакова, изданная в июне 1905 года (какова оперативность для тех времен!) и хранящаяся в музее Тихоокеанского флота во Владивостоке. Итак, присоединившись к главным силам, что произошло во второй половине декабря 1904 года, "Изумруд" продолжил свой путь навстречу одному из самых грандиозных морских сражений. И своей гибели...

НАВСТРЕЧУ ГИБЕЛИ

Видимо, стоит остановиться на краткой и - по мнению многих историков теоретиков военного дела - бесславной истории так называемой 2-й Тихоокеанской эскадры, или "Армады", как ее часто называли в литературе тех лет за разношерстность кораблей. "Изумруд" принял участие только в заключительном этапе русско-японского военного противостояния на море. В условиях фактически уже проигранной войны (падение Порт-Артура, разгром русской армии под Мукденом) посылка этой эскадры была отчаянной попыткой изменить ход событий. На укреплении морских сил еще в начале войны настаивал адмирал С.О.Макаров. Русское правительство же недооценило врага: решение о посылке кораблей было принято лишь в августе 1904 года. Формирование эскадры и подготовка к походу были поручены начальнику Главногоморского штаба вице-адмиралу З.П.Рождественскому. Это по тем временам было достаточно сложным делом. Все следовало учесть: и отставание отечественной техники от японской по многим параметрам, и связанность Черноморского флота обязательством, данным турецкому султану - не покидать Черное море, и неистребимый российский бюрократизм, и непонятную скупость в приобретении современных кораблей... Да и сам факт создания "армады" был весьма спорным вопросом.

Известный в то время преподаватель Николаевской Морской Академии Н.Л.Кладо в своих многочисленных статьях писал о слабости 2-й эскадры, о заведомой бесполезности посылки ее через три океана.Роль провидца, предсказывающего неудачу "своим", всегда неблагодарна. Еще в ноябре 1904 года Кладо указывал, что едва ли удастся удержать Порт-Артур до прихода 2-й эскадры на Дальний Восток, что на успехи 1-й эскадры рассчитывать не стоит. Соотношение японского и российского восточного флотов он определял как 1 к 1.8 и в связи с этим предупреждал: "То решающее значение, которое имеет в этой войне владычество над морем, и, как следствие этого, те горячие упования, которые возлагаются всей Россией на идущую теперь наДальний Восток эскадру Рождественского, поневоле заставляют всякого задать себе вопрос: можно ли считать успех этой эскадры в бою обеспеченным? Жутко задавать себе такие вопросы, но надо иметь мужество глядеть правде прямо в глаза..." А в своей книге "Современная морская война. Морские записки о русско-японской войне", вышедшей в Петербурге еще до окончания этой войны, Кладо подвергает ее ход самому тщательному анализу и повторяет: "Будем постоянно помнить о слабости 2-й эскадры". Он предлагает напрячь все отечественные силы, чтобы с честью выйти из войны: "Мне чудится неумолчный, день и ночь, стук тысяч молотов в Кронштадте и Либаве - это снаряжаются наши балтийские суда, идет Черноморский флот, несмотря на договор с султаном, вагоны и платформы, везущиеминоносцы и подводные лодки. Неужели можно думать, что все сделано, раз отправлена 2-я эскадра". Все, как нам теперь известно, сделано не было. Но история не признает сослагательного наклонения...

Из учебника для военных училищ 1909 года выпуска "Русско-японская война 1904-1905 годов", составленного Генерального Штаба полковником В.Черемисовым, можно узнать о составе 2-й Тихоокеанской эскадры следующее: 12 броненосцев, 5 крейсеров I ранга, 5 крейсеров II ранга (в том числе "Изумруд"), 5 вспомогательных крейсеров, 9 эскадренных миноносцев, 8 специальных судов - транспорты, буксиры, плавучие госпитали. Всего 14 тысяч человек в составе экипажей. В учебнике отмечается образцовая организация снабжения углем по пути следования. С середины декабря 1904 года по март 1905-го эскадра регулярно занималась стрельбой и маневрированием с целью боевой подготовки личного состава. И продолжала неспешное движение - со средней скоростью 9-10 узлов, хотя тот же "Изумруд" мог развивать ход до 25 узлов. Но - сдерживали тихоходные суда.

2-я Тихоокеанская эскадра имела целью пробиться в порт Владивосток. Такова предыстория Цусимы...

ЗНАМЕНИТОЕ СРАЖЕНИЕ

Тем временем, получив извещение, что эскадра Рожественского появилась в Восточно-Корейском море, японский адмирал Того отдал приказ заминировать вход во Владивостокский порт. 15 апреля 1905 года от острова Аскольд до островов Римского-Корсакова было установлено 715 мин, поджидавших русские корабли.

Туманным утром 14 мая 1905 года после 220-дневного похода эскадра вошла в Корейский пролив и была обнаружена японским дозорным крейсером недалеко от острова Цусима. Во время известного дневного боя 14 мая "Изумруд" охранял от атак японских миноносцев флагмана 2-го броненосного отряда, находясь вместе с "Жемчугом" между двумя основными колоннами. Корабль удачно маневрировал, метко стрелял, оказывал помощь другим крейсерам (в числе которых была "Аврора"). К вечеру "Изумруд" почти без повреждений и потерь -четверо раненых и ни одного погибшего - вышел из боя. В наступившей темноте остатки эскадры снова взяли курс на Владивосток. В отличие от канонизированной нашей официальной историей "Авроры", которая на всех парах устремилась с поля боя на юг и через двое суток пришла в Манилу, где была интернирована до конца войны, "Изумруд", выполняя приказ адмирала, вместе с четырьмя уцелевшими броненосцами и крейсерами "Орел" и "Алмаз" двинулся на север. Как известно, вице-адмирал Рожественский в дневном бою был ранен, и вместо него командование эскадрой принял контр-адмирал Небогатов.

Ночью "Изумруду" снова выпала тяжелая боевая работа. Рискуя получить в борт торпеду от японских миноносцев или даже снаряд от своих кораблей, крейсер охранял флагманский броненосец "Николай I". К утру атаки прекратились и появилась надежда, что нового боя не будет. Но она быстро исчезла, когда утром 15 мая близ островов Ликорд-риф на горизонте появились главные силы японского флота. После первых пристрелочных залпов неприятеля флагман поднял сигнал о сдаче,который отрепетовали все суда, кроме "Изумруда". Используяпреимущества в скорости, он развил сильный ход и вырвался из окружения. Командир корабля, капитан 2-го ранга барон Ферзен, опасаясь погони и минных полей перед Владивостоком, решил идти в залив Святого Владимира, расположенный севернее.

Театр военных действий был мало изучен, а в штурманскую прокладку курса вкралась ошибка. В результате "Изумруд" на 15-узловом ходу выскочил на прибрежные камни залива Святого Владимира близ мыса Орехова. Это произошло 17 мая 1905 года. Полученные повреждения и опасность появления преследователей заставили командира принять решение о взрыве корабля, что и было сделано. Команда же решила добраться до Владивостока пешком. Туда к тому времени прорвались еще "Алмаз", "Грозный" и "Бравый". Только в ночь на 31 мая было получено известие, что "Изумруд" выскочил на камни и взорван в заливе Владимира. Люди же отправились в нелегкий путь 9 июня и шли до Владивостока 42 дня. Позже, в 1906 году, император наградил командира "Изумруда" барона Ферзена золотым оружием - за храбрость...

Судьба остальных однотипных с "Изумрудом" кораблей не менее трагична. "Боярин" подорвался на мине и затонул 14 февраля 1904 года около порта Дальний. "Новик", прорвавшись в бою 28 июля 1904 года из осажденного Порт-Артура, был настигнут новейшим японским крейсером "Цусима" у Южного Сахалина, отбился от него, но был затоплен командой 7 августа 1904 года в порту Корсаков. После войны он был поднят японцами, отремонтирован и вошел в состав императорского флота под названием "Судзуе".

...С тех пор минуло 90 лет. Долгое время точное место гибели "Изумруда" было неизвестно. В начале 80-х годов оно было установлено аквалангистами из Дальнегорска. Они подняли со дна неплохо сохранившиеся детали судовых механизмов, снаряды и гильзы, датированные 1888, 1897, 1901 и 1904 годами.

В 1988 году специальная экспедиция, организованная музеями КТОФ и краеведческим имени Арсеньева, увеличила число находок. Самой удачной из них стал главный калибр "Изумруда" - 120-миллиметровое орудие. Любопытная деталь: порох в гильзах, пробывший под водой долгие десятилетия, исправно горел... Год спустя энтузиасты из клуба подводного поиска "Восток" подруководством действительного члена Русского географического общества С.А.Бевза подняли со дна моря полубашню 120-мм орудия, машинный телеграф, иллюминатор с сохранившимся стеклом, подшипник, паровой насос, гильзы и снаряды. Все это теперь стало музейными экспонатами.

Поиски продолжались и продолжатся, а вместе с ними наша память, которая не должна отсыреть, как не отсырел порох с "Изумруда".

Ирина ЧЕРНЯДЬЕВА.

The Far East Russian Magazine ( 1996 г.)

Читайте также:

Мы живем в Матрице!
ВЛАДИВОСТОК - ВЕК НАЗАД
Дела криминальные
Врагу не сдался "Изумруд"!