Общество | Бизнес | Технологии | Медиа | Человек | Отдых и увлечения | Быт | Архив | Наша лента

Уважаемые пользователи!

Этот текст принадлежит перу нашей читательницы. Чтобы сохранить авторский дух, мы не стали ничего редактировать и публикуем по принципу "как есть". Надеемся, многим этот рассказ покажется интересным

21 день в Индии

Часть 2.

Продолжение. Начало здесь.

Мы решили пойти гулять сами. Разбудили друга, записали адрес, куда нам предстояло вернуться после путешествий по городу, сфотали номер дома  на телефон, и пошли в узкие индийские проулки. Заблудились сразу. Стало понятно, что идем не туда. Начали ориентироваться по солнцу, несколько раз куда-то сворачивали… и блуждали все больше.
Наконец, вышли на широкую улицу, где ездят машины.
Нам надо было поймать такси. Мы долго шли вдоль дороги, ища машину.
Вдруг справа я увидела  огороженный парк и у изгороди несколько прикольных мартышек. Они были такие забавные, с красными попами… И мы решили в этот парк зайти не надолго.Manky park - красивое место, но имеет неухоженный и заброшенный вид. У нас с собой была карта Дели, и мы начали приставать к прохожим с вопросом: покажите на карте, где мы находимся. По-английски мало кто говорил, в карте разбирались ещё меньше. Побродив по парку, мы вышли к дороге и увидели, наконец, такси. Таксист понял нас, к нашему удивлению. Мы сказали, что хотим в Кутуб минар.  Поторговавшись немного, сели в коляску. Ехали минут двадцать.
Приехали, нашли кассу, где билеты продают, взяли воды, и пошли на осмотр развалин.

Кутуб Минар - первый архитектурный памятник мусульманский Индии. Здесь находится одна из самых известных достопримечательностей Дели - огромный минарет из красного песчаника, который как свечка возвышается над развалинами. Его стены покрыты изящной резьбой и выдержками из Корана, а высота его  72,5 метров.  Его постройка началась в 10 веке и символизирует начало мусульманского господства в Дели.  Рядом с башней находятся развалины первой индийской мечети.  Внутренний двор мечети – потрясает. Он окружен резными колоннами, оставшимися здесь от индуистских храмов, и адаптированными к строгим муслимским законам, запрещающим поклонения идолам – все лица декоративных фигур, высеченных на колоннах, были стерты или отбиты.
Рядом с мечетью находится знаменитая железная колонна, высотой чуть больше семи метров, на которой вырезаны изречения на санскрите, датируемые 4 веком н.э. Удивительно то, что колонна не имеет  следов ржавчины и на 98% состоит из чистого железа. Её происхождение до сих пор остается загадкой для ученых. Предание гласит, что если кому-либо удастся обхватить колонны руками, стоя к ней спиной, то исполнятся его самые заветные желания. Нам этого сделать не удалось, так как вокруг колонны установлена железная загородка, оберегающая её от многочисленных охотников за удачей.
Нагулявшись, мы   решили ехать в Лакшми Нараян Темпл.  Подошли к такси, назвали этот храм и цену, таксист согласился и повез нас. Минут 30 – и мы в храме.  Долго искали, где оставить обувь. Местное население  сдавало  обувь во что-то похожее на гардеробные, но нашу там не взяли. Отправили нас  внутрь, там для переобувания иностранцев отдельная комната рядом с магазином, куда нам предложили зайти посмотреть.  Очередной развод для  иностранцев.                                                                                                            Фотоаппараты, сигареты, зажигалки надо было оставить в сейфе.  Разувшись и заперев свои сумки, пошли в храм.
Фотать внутри нельзя, да и интересного там внутри ничего нет. Храм Лакшми Нараяна построен был в 16 веке, потом лет через сто его достраивали, и в 19 веке он был реставрирован на средства, выделенные семьей индийских олигархов по фамилии Бирла, которые профинансировали строительство или реставрацию больших индуистских храмов во всех крупнейших городах Индии. А этот храм построен в честь господа Вишну Нараяны и его супруги, богини Лакшми.

Но вот в парке вокруг храма красиво. Там мы нагулялись. Хорошо, что не забирают телефоны. В большинстве мест, куда нельзя камеры проносить, на телефоны никто не обращал внимания, и мы ими активно пользовались. После храма мы решили поехать на Main Bazar. Такси сразу возникло, на деньгах сошлись. Ехали около получаса. Высадили нас на узкой улочке. Со всех сторон сувенирные лавки, толпы европейцев ходят. Мы уже не чувствовали себя белыми воронами, вокруг было много нам подобных. Мы стали заныривать во все лавчонки и скупать разную мелочь: сувениры, местную одежду, обувь… картонку, коробку … , и маленькую собачёнкуJ.
Стемнело, и надо было искать дорогу в наш  Tudlakabad.  Мы нашли такси и показали адрес. Таксист сделал круглые глаза и спросил: туда и обратно? Нет, - ответили мы, - только туда. Его глаза округлились ещё больше. Нас это немного развеселило. Туристы там точно не бывают. Долго торговались, на помощь пришел звонок другу, но и он не помог. Сошлись на 400 рупиях.
Ехали… ещё ехали…. Позади остались широкие улицы с огнями, теперь вокруг было темно.  Наш водитель стал спрашивать дорогу. Мы звонили нашим друзьям, передавали прохожим телефонную трубку, чтобы те объяснили, куда же все-таки ехать.  Приехав в нужный район, один добросердечный индиец взялся нас проводить. Мы вышли из такси и пошли с ним. Так как мы сделали фото на телефон с номером дома, стали искать такой номер. Вдруг на пороге одной квартиры возникла знакомая, молчаливо улыбающаяся фигура. Это был наш Нилу! И это было счастье. Мы -  большие девочки! Не заблудились, не потеряли ни себя, ни деньги, вернулись живыми и невредимыми черт знает куда, черт знает откуда!
С этих пор мы перестали бояться, пропала неуверенность.
А дома нас ждали ж/д билеты на все наши дальнейшие передвижения,  радость в глазах наших друзей, виски и рыба, которую предстояло пожарить.
Куда-то делась усталость, которую мы привезли с собой с наших экскурсий и шопинга.
Начались примерки обновок, показ фотографий, которые мы сделали. Потом Джавед начал жарить рыбу. Я наблюдала за этим процессом. Он значительно отличается от общепринятого у нас, и результат получается невообразимо вкусный (на гороховой муке, чечевичном масле и с кучей приправ). В оставшееся после рыбы кипящее масло был поструган банан на терке, и в итоге – банановые чипсы на десерт.
Наевшись и напившись, нахохотавшись, мы стали собираться спать.
Следующий день начался в Тудлакабаде поздно, часов в 12. Нам приготовили на завтрак омлет с помидорами и луком. Почти как у нас, только манера подачи блюда отличается. Поев, засобирались на осмотр оставшихся достопримечательностей. Это был третий день пребывания в Дели.  Следующим утром рано-рано мы должны были уезжать в Агру. Решили посмотреть Jama Masjid, муслимскую мечеть, известную среди приверженцев этой религии не только местным жителям, но и во всей стране.

Приехали к ней, когда шла служба. Нам сказали подождать, пока она закончится, и мы около получаса сидели на ступеньках. Кругом было много нищих и попрошаек, толпы верующих и пара светлых европейских голов, кроме нас. Все терпеливо ждали. Вокруг мечети – большой базар. Но гулять по нему немного опасно, потому что через каждые 5 метров кто-то что-то просит, трогает за руку, и думаешь только о сохранности своего кошелька. Главное правило: не смотреть в глаза попрошайкам. Просто игнорировать. Я помню, в мою первую Индию, я посмотрела на парня, который молча, с протянутой рукой, ходил за нами, группой из 3 туристов. В его глазах была вся вселенская мудрость, покорность судьбе, удивительный покой и гармония. И мне хотелось отдать ему все, что у меня было, и в придачу весь мир подарить. И это, не смотря на то, что закатанные штанина и рукав показывали язвы, покрывающие его тело…  Я до сих пор помню этот взгляд….
Наконец, нас впустили в мечеть.
Джамма Масжид – самая большая мечеть в Индии, в которой тысячи мусульман совершают свои молитвы каждый день. Строилась она на протяжении 11 лет, в середине 15 века.
На мне было шол, такой большой шарф, в который заматывают голову и плечи местные женщины, я накинула его на голову.  На подругу надели шелковый халат, полностью закрывающий всю фигуру. У меня проверили сумку в поисках камеры, но у нас были только телефоны. Обувь мы оставили у входа, и пошли гулять внутри мечети.  Красивая старинная постройка,  величественная, с тремя входами и двумя минаретами, четыре угловые башни и большой внутренний двор.  Говорят, здесь одновременно могут разместиться 25 тысяч молящихся.  Из восточных ворот виден Красный Форт, тоже славная делийская достопримечательность, но мы отложили посещение её на следующий приезд.
После мечети мы поехали к станции метро на велорикше.  Делийское метро – одно из крупнейших сооружений нового времени, чистое и красивое. На метро мы проехали до следующей достопримечательности – индуистского храма  Akshardham  . Красивый новый храм из белого мрамора, с удивительной ажурной резьбой. Уникальный комплекс индийской культуры, «резиденция Бога, которая не может быть перемещена». Он вошел в Книгу Рекордов Гиннеса как самый грандиозный индуистский храм в мире. Строился он пять лет, и в 2005 году было открытие. Говорят, на постройку было израсходовано 500 млн долл США, собранных за счет добровольных пожертвований.  Было уже поздно, и основной храм был уже закрыт. В мою первую Индию я там была, все красиво, торжественно, много золоченых статуй и красивое убранство. Но новодел меня не очень трогает. А подруге так понравилось, что мы решили посетить это место в следующую нашу поездку.
Покинув его, мы на такси поехали в город, в офис нашего друга. Там немного перекусили, сходили на базар. Мне нужен был новый рюкзак.  Поторговавшись, я купила классный рюк за 1000 рупий. Думаю, переплатила, но рюкзак качественный, пережил много вокзалов, аэропортов, багажных отделений, и ничего не оторвалось, замки не рассыпались.
Вернувшись домой, мы заказали еды в китайском ресторане по телефону, поужинали и стали собирать вещи.  Было грустно прощаться с гостеприимными хозяевами. Мы так сдружились… Но впереди нас ждало столько всего!
Нас проводили на такси в пять утра, и мы поехали на вокзал.  Поезд в Агру – в 6:05 утра. Shatabdi Express.  Самый  удобный транспорт из Дели в Агру. Не дешевый по индийским меркам.
На перроне чисто. Много людей спят на полу,  закутанные в одеяла с головой.  В  предрассветных сумерках  они похожи на тюки с тряпьем.
Интересное наблюдение: на платформе висят таблички с номерами вагонов. Не нужно бегать и искать, где какой остановится.
Экспресс пришел минута в минуту.  Как в самолете, откидывающиеся кресла,  столики.
Только мы отъехали от Дели, как начался разнос харчей. Сначала по бутылке воды, потом печеньки-конфетки, потом горячее – овощные котлеты, хлеб-масло-джем и кофе. Время пролетело незаметно.
В 8:15 мы вышли в Агре – столице великих Моголов.  В 17 веке Агра стала культурным центром империи, её архитектурной и религиозной столицей. Самый известный правитель -  Акбар. При нем строились крепости, дворцы, башни и мечети, сочетавшие в себе мусульманские и индийские элементы архитектуры.
На вокзале нас сразу охмурил щуплый индиец, предлагающий услуги такси, и экскурсии по всем достопримечательностям. Обычно туристы прибывают из Дели  на этом поезде на один день, так как одного дня в Агре достаточно, и этим поездом уезжают обратно в Дели.  Кататься по достопримечательностям на такси с утра до вечера стоит 650 рупий. Плюс водитель рассказывает все о местах посещений.
Нам возвращаться в Дели не нужно было, следующим местом нашего паломничества был Варанаси, и поэтому мы  отказались от предложенных экскурсий и направились прямиком в отель. У нас был заказан  через интернет недорогой отель Taj Plaza  в километре от восточных ворот  Тадж Махала, номер около 500 рупий, с большой двойной кроватью, с горячей водой, светлый и чистый.   Договорились с таксистом на завтра на целый день. Хотелось  отмыться, постираться и выспаться. В отеле без проблем нашли мое имя, сделали cheсk-in, и дали ключ от номера с широкой улыбкой и поклонами.
Горячий душ был счастьем! Поспав до 3-х, мы засобирались  в Тадж.  Так смотреть его рекомендуют на закате и на рассвете. Потому что цвет мрамора меняется от освещения.
Тадж Махал – слеза на лице вечности, прекраснейшее строение на Земле, посвященный жене императора Шаха-Джахана,  Мумтаз. Она умерла при родах, когда сопровождала мужа в военном походе. Говорят, что рожала четырнадцатого ребенка.
Вообще, в мусульманской традиции строить мавзолеи, т.е. дома мертвых, наравне с мечетями является характерной чертой духовной жизни.  Многие из них содержали при себе гостиницы. И вообще, места захоронений выдающихся людей в исламе не только несли на себе символику смерти, но и использовались в качестве мест для мирного и приятного времяпрепровождения.
Только вышли из отеля, к нам прилип велорикша, Обещал за 40 рупий отвезти за билетами, потом в Тадж, ждать нас, пока мы не нагуляемся там и привезти домой. Мы могли бы дойти и сами, но меня так растрогало желание человека заработать жалкие 40 рупий, что мы сели в коляску.
Билеты в Тадж продавались недалеко от нашей гостиницы. В придачу к билетам дали воду и бахилы.  В Тадж – досмотр, как в аэропорту.  Но потом… Это была моя вторая встреча с Таджем, но взволновала она меня даже больше чем в первый раз.  Туристов была тьма. Ни нормально пофотаться, ни просто погулять и расслабиться.  У лестницы в Тадж напялили бахилы и поднялись к нему.  Грандиозное сооружение!  Величественный Тадж!  И в то же время лёгкий и прозрачный, и невесомый, как призрак. Мы долго гуляли вокруг, потом встали в очередь, которая вела во внутрь, к гробнице. Но очередь двигалась быстро. Люди шли, не останавливаясь, обходя по часовой стрелке место захоронения прекрасной женщины, ради которой, и из любви к которой, было воздвигнуто это удивительной красоты и гармонии строение. Выйдя наружу, мы еще некоторое время фотографировались на его фоне. Начинало темнеть.  Мы немного посидели в парке на скамейке, пока охрана не начала всех сопровождать к выходу.

На Тадж опустилось что-то вроде вечерней дымки, и он повис в воздухе, словно слегка покачивающийся мираж.  Воздушный, словно не руками человеческими созданный символ любви.
Я второй раз посещала Тадж, и оба раза вечером, на закате. Утром меня пушкой не поднимешь. И в следующее свое посещение  я обязательно увижу Тадж утром, в лучах восходящего солнца!
У выхода нас  ждал наш таксист. Мы не ели с самого утра,  поэтому решили купить фруктов. За фруктами поехали куда-то в город, долго не могли поменять деньги, в итоге, таксист за фрукты сам заплатил, и когда мы вернулись к отелю, дали ему 10 баксов, так как мелочи не раздобыли. В отеле поужинали и легли спать. Спали до 10, потом собрались, сделали cheсk-out, и пошли пить кофе в ресторанчике отеля. У нас были билеты на поезд в Варанаси, на 23:30. И целый день экскурсий по Агре.
В ресторане  к нам подошел какой-то индиец с запиской от вчерашнего таксиста, в которой тот  извинялся, что не сможет нас сопровождать, и предлагал воспользоваться услугами его товарища. Нам, в принципе, было безразлично, кто нас будет возить, и мы поехали с этим парнем. Парень оказался очень разговорчивым, замолкал редко. Рассказал все и про все. Мы поняли больше половины из того, что он говорил. Посетили форт Агра, место, откуда виден Тадж, и где был заточен Шах Джахан, безутешно горевавший по своей супруге, своим собственным сыном. Очень приятное место,  и там мы гуляли около двух часов.
Потом поехали в мавзолей Sikandara, километров в 40 от Агры.  В этот день было мало туристов, спокойное место, полное гармонии и пьянящего духа старины.  Сикандара – первое строение Акбара, начатое им самим и законченное его сыном. Там он похоронен.  Нам понравилось гулять вокруг мавзолея, мы зашли внутрь, прошли по холодным узким коридорам к гробнице Акбара. За 50 рупий нам спел азан. Звук его голоса звонко и торжественно разнесся под сводами гробницы. Когда мы вышли к такси, был шестой час. До поезда в Варанаси оставалось чуть больше пяти часов, и мы попросились поехать выпить кофе. Нас привезли в забегаловку для туристов, я в ней уже была, вспомнила и место, и ювелирный магазинчик на первом этаже. Перекусив там немного, мы пошли смотреть драгоценности. Хозяин магазина, узнав, что я занимаюсь туризмом, проникся к нам дружескими чувствами и предложил остаться до поезда у него. Обещал напоить кофе и отвезти на вокзал на своей машине. Мы обменялись номерами телефонов и уехали. Чтобы убить время, нас повезли на фабрику ковров и шелка, потом в ювелирку. Типичные места для развода туристов, и таксисты зарабатывают, привозя людей, на комиссионных.  Я развелась и там и там на небольшие покупки, купила пенджаби – штаны, платье и шарф - обычная одежда северо-индийских женщин, очень удобная в жарком климате, и серьги, якобы из натуральных камней, с сертификатом. Правда, мне потом индийцы говорили, что это синтетические камни, ну да ладно.
Часа за два до поезда мы отпустили нашего таксиста, прощались горячо, жали руки и оставляли визитки. Ни копейки лишней с нас не попросили.  В вокзале сели в Waiting room, и стали ждать поезд. Вагон оказался не плохой, но общий. Без постелей и кондиционера. К утру мы основательно замерзли, так как окна не закрывались. Спали плохо, помня, что могут обокрасть. Но попыток не было. Утром я спустилась с верхней полки и стала  смотреть на пробегающие в окне индийские пейзажи. Вокруг меня собралась стайка индийских женщин - кришнаиток. Они с жаром беседовали обо мне и о Кришне, показывая пальцами то на мои белые волосы, то в книжки, на которых были нарисованы Кришна и Радха.  Наверное, между мной и божественной четой прослеживалась какая-то незримая связь, но я по незнанию своему не смогла её уловить.