Общество | Бизнес | Технологии | Медиа | Человек | Отдых и увлечения | Быт | Архив |
СКАЖИ ВСЮ ПРАВДУ, АТАМАН... /архивная/
Выражаясь высоким стилем, казак - наряду с президентом и церковью - стал в наше время одним из символов возрождения России. Вот выдержка из полуофициального документа: "Большое значение имеет тот факт, что повсеместно казачья идея получает поддержку и понимание людей, поскольку воплощает в себе соборность, патриотизм и государственность, то есть те идеалы, вера в которые за последние десятиления заметно ослабла". Между тем - при всех амбициях - казак пока является обыкновенным российским гражданином, отличаясь лишь одеждой и прочими внешними атриюутами. Но этим выделяются в общей массе и кришнаиты, и православные монахи, и "новые русские", и даже дворники - когда они в оранжевых жилетах и при метлах. Что же такое - казачество, почему именно оно вдруг стало "надеждой и опорой" современной российской демократии?
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Россия веками прирастала Сибирью, а потом и Дальним Востоком - Забайкальем, Приамурьем, Охотоморьем, Камчатской областью и Уссурийским краем... Тогда, к слову, этот процесс без обиняков, вполне официально называли колонизацией (чем он и был на практике). Присоединяя новые земли, принимая "туземные" народы под крышу своей государственности, Российская империя наращивала силы, заставляла считаться со своими интересами ближних и дальних соседей. Конечно, все это подкреплялось и определенными дипломатическими действиями, причем довольно умелыми. Как бы там ни было, а к середине 17 века русские люди вышли к тихоокеанскому побережью, еще и не зная, что это - океан.
Теперь уже не секрет, что первостепенную роль в освоении новых земель сыграло казачество - российское военное сословие. В 1632 году красноярский казак Петр Бекетов основал Якутск, на долгие годы ставший опорным пунктом для продвижения на юг и восток. Отряды казаков искали медь и серебро, новые земли для выращивания хлеба и новых подданных для изъятия ясака, шли в неизведанное ради пушнины и моржовой кости. Если испанцев по Центральной Америке вел "свет золота", то воображение россиян волновали слухи о неизвестных землях, несметно богатых хлебом, рудой, рыбой и зверем.
В 1639 году из Бутальского острога отправился к берегам Ламского (Охотского) моря казак Иван Москвитин, через два года вернувшийся в Якутск с первыми сведениями об устье большой реки Амур. 15 июля 1643 года из Якутского острога начался великий поход казака Василия Пояркова - "вниз по Лене до усть Алдана реки двои сутки. А по Алдану вверх до усть Учура реки четыре недели, а по Учуру вверх до усть Гонома 10 дней, а по Гоному реке шел вверх до заморозу 5 недель".Дойдя до подножия Станового хребта, землепроходцы поставили зимовье и разделились: 42 человека во главе с пятидесятником Патрикеем Мининым остались на зимовку с припасами и государевой казной, а 90 человек во главе с Поярковым перевалили хребет, спустились к Зее и зазимовали на Умлекане. Весной их нагнал отряд Минина, и казаки двинулись к устью Амура. Всего пара строчек текста, а сколько трудных событий - в устье Амура уже более чем вдвое сократившийся отряд снова зазимовал. После этой зимовки поярковцы, построив суда, морем - Охотским! - двинулись к северу, в устье реки Ульи, откуда уже была известна тропа обратно, в Якутский острог. Морем шли 12 недель, то есть три месяца, поэтому в устье Ульи отряд остался на третью зимовку. И лишь на следующий год, а именно 12 июня 1646 года, остатки поярковской гвардии вернулись по разведанному Москвитиным пути в Якутский острог, оставив "для ясашного сбору на Улье реке служилых и промышленных людей 20 человек". Главный вывод беспримерной казачьей экспедиции Пояркова - что населяющие эти земли люди "никому не принадлежат", и потому их можно "приводить под государеву руку". Вскоре после амурской эпопеи Пояркова на свои средства снаряжает новую экспедицию Ерофей Хабаров по прозвищу Святитский, который по результатам походов 1649-1653 годов составляет "Чертеж реке Амуру". Так началось освоение и заселение приамурских земель русскими людьми.
Менее известно потомкам имя еще одного представителя казачества - Семена Алтуфьева по прозвищу Кузнец. Он в 1654 году поднялся от Амура по реке Уссури до озера Белого (Ханка). Его соратники перезимовали здесь, став первыми русскими людьми, ступившими на земли современного Приморья, а в 1655 году все они погибли при возвращении на Амур. Могилы их не сохранились. Но теперь на том месте, мимо которого они никак не могли пройти, высится православный крест. Его поставили в августе этого года члены экспедиции "Тропою Арсеньева. Рубежи России" на полуострове Рябоконь, он же Лузанова Сопка, где сейчас находится один из кордонов Ханкайского природного заповедника. Когда-то подобные "порубежные" кресты ставили казаки-первопроходцы в благодарность Богу, что дошли; в память о тех, кто не выдержал тягот пути; и в ознаменование того, что дальше идти не намерены, но и своей земли не отдадут...
Конечно, активное и планомерное освоение Уссурийского края началось позже, после заключения Айгунского договора между Россией и Китаем, что произошло 16 мая 1858 года. Согласно этому договору "...левый берег реки Амура, начиная от реки Аргуни до морского устья реки Амура, да будет владением Российского государства, а правый берег, считая вниз по течению до реки Уссури, владением Дайцинского государства..."
В конце мая на устье Уссури прибыл сам генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев (еще не Амурский). Согласно его распоряжению на правом берегу Амура, при слиянии с Уссурийской протокой, был основан военный пост - Хабаровка. 1 июня был подписан приказ, согласно которому "в состав Уссурийского казачьего батальона имеют прибыть... 150 семейств на Уссурийский пост. Сотнику Киселеву поручается распределение оных семейств по правому берегу реки Уссури с тем, чтобы самое отдаленное селение вверх по реке Уссури находилось не далее 90 верст от поста, вниз же по протоке расположить не более 25 семейств. Все казачьи семейства, ныне здесь расположенные, должны строить только по одному дому на два семейства и преимущественно заниматься расчисткой полей, распашкой оных и сенокосом..."
Первыми на Уссури стали прибывать забайкальские казаки, которые сплавлялись по Амуру на плотах вместе с семьями и всем своим домашним хозяйством. Они основали станицы Корсаковку и Невельскую, Уссурийский пост вскоре получил наименование станицы Казакевичевой. На следующий, 1859 год, многие из прибывших двинулись дальше на юг - вверх по Уссури. Первые казачьи станицы на Уссури послужили хорошей базой для дальнейшего изучения Южно-Уссурийского края - все исследовательские отряды прошли через них, и во всех этих экспедициях ученых охраняли и сопровождали казаки.
...А в 1924 году казачество как сословие было ликвидировано. За ненадобностью для Советской власти...
В БУДУЩЕЕ - С КАЗАКАМИ?
Теперь казачество реабилитировано, более того - его возрождение явно приветствуется властями. Остается ответить на вопрос: казачество в современной России - благо, необходимость или чья-то прихоть?
В финале грандиозного всероссийского шоу под названием "Возрождение казачества" мы имеем следующее. По замыслу атаманов, казаки от "самодеятельности" должны перейти к особой государственно-хозяйственной структуре со своими формами самоуправления. Согласно последним указам президента России, служба в рядах казачества теперь отнесена к государственой службе (раньше говорили точнее - "государево дело"). И теперь то же УКВ (Уссурийское Казачье Войско) недооценкой своих сил и возможностей отнюдь не страдает. Вот цитата из "Концепции создания системы сквозной подготовки кадров для казачества Дальнего Востока": "За пять лет своего существования УКВ прошло путь от обычной общественной организации патриотического направления до многопрофильной социальной структуры, ставящей перед собой задачи государственной важности и ответственности. Вопросы, которые сегодня приходится решать, требуют совершенно нового, более высокого уровня профессионализма и значительной самостоятельности в повседневной деятельности".
И вот уже в Приморском институте переподготовки и повышения квалификации кадров для госслужбы создан... казачий факультет. Там будут проходить переподготовку атаманы и казачьи чиновники, а дипломы господа казаки смогут получить по таким специальностям, как казак - офицер налоговой полиции и таможни, казак - инспектор рыбоохраны и природоохраны, казак - ликвидатор последствий ЧП и даже казак - социальный педагог. Остается только выяснить, чем, по замыслу создателей этой системы образования, отличается казак от "простого" гражданина России, который тоже может быть и налоговым инспектором, и социальным педагогом...
Но и это не все. Той же концепцией предусмотрено создание юнкерских классов и Кадетского корпуса (или Казачьего лицея). Юнкерские классы - для подростков 12-15 лет - создаются на базе общеобразовательной средней школы и имеют целью прежде всего "воспитание подрастающего поколения в духе казачьей идеологии, патриотизма, служения Отечеству, самосовершенствования и самоутверждения". Предполагается, помимо преподавателей, участие в этой работе неназванных общественных организаций, Русской Православной Церкви, местных казачьих общин. Помимо общеобразовательных программ, юнкера будут углубленно изучать историю России и казачества, основы хуторского и станичного хозяйства, военно-прикладные дисциплины. Они также пройдут специальные курсы физической подготовки, автодела, экологический практикум в конкретном регионе. Кадетский корпус создается как специализированное учебное заведение, главная задача которого: подготовить казачью молодежь к военной, пограничной и внутренней службе. Корпус ориентирован на юношей и девушек в возрасте до 18 лет и будет давать объем знаний и подготовку, необходимые младшему командиру морской пехоты, пограничных войск, системы МВД, а также специальность "хозяин усадьбы - хозяйка усадьбы" (в зависимости от пола). После корпуса лучшие рекомендуются для поступления в вуз, остальные - для службы в казачьих частях и подразделениях. Казачий лицей - параллельная Кадетскому корпусу учебная структура, готовящая молодежь к альтернативной службе: таможенной, природоохранной, рыбоохранной и другим. Лицеисты также будут получать специальность "хозяин усадьбы - хозяйка усадьбы".
Таким образом, среди нас, сирых, как бы воссоздается существовавшее в прошлые века казачье сословие. Кстати, упоминание о "сословии" то и дело проскальзывает в руководящих казачьих документах. Но тогда было бы логично возродить и другие сословия, некогда делившие население царской России на крестьянство, мещанство, дворянство и иже с ними. К чему это может привести - предугадать трудно, но уж в любом случае - ни к чему хорошему...
Не надо быть историком или социологом, чтобы сообразить, что казачество (как и другие сословия) существовало лишь в конкретной и неповторимой исторической обстановке. Оно зародилось и активно проявляло себя в эпоху собирания, приращения земель, образования Российской империи. На страже рубежей империи, ее интересов и стояли казаки. И воевали они с врагами внешними. Что делать казаку в эпоху распада империи - воевать? Да, конечно, ибо казак - это воин. Они и воевали в период революционной смуты, но уже с врагами внутренними, как их представлял правящий режим. Та ли сейчас эпоха? С каким таким врагом будут биться казаки, отстаивая "соборность, патриотизм и государственность"? Эти вопросы повисают в воздухе, а не худо было бы иметь на них четкие и недвусмысленые ответы. Официально декларированной целью возрождения Уссурийского казачества является заселение и освоение приграничных территорий. С кем мы граничим в Приморье - общеизвестно. Значит, развитие и укрепление местного казачества - своеобразный ответ на давление "великого соседа"... А в Краснодарском крае? А в Якутии? А в целом по России?..
"Российская Газета" пишет так: "Что такое казак, если попытаться свести это сложное понятие к нескольким словам-символам? Казак - это, во-первых, собственная земля. Во-вторых, это собственный конь. Казак - это, в-третьих, сабля. (Есть еще курень, жена - красавица Аксинья, казачок Мишатка, Вера, Царь и Отечество.) Вот на чем столетия зиждился правовой, экономический, социальный или любой другой статус российского казака: государство, царь от лица государства давал ему особые привилегии и требовал за то служить ему, не жалея живота. И казак служил верой и правдой! Он был одновременно пахарем, кормильцем и воином. Ни в каком другом качестве казак быть не может. Все остальное - от лукавого. Но готово ли наше общество сейчас к тому, чтобы наделить землей, привилегиями пять миллионов россиян (в такую цифру определится число потомков казаков)? Готово ли оно, не раздумывая, вручить им пять миллионов коней, сабель и нагаек (это - образно, а в натуре - пять миллионов "калашниковых", тысячи бэтээров, сотни самолетов, вертолетов, танков и так далее)?". Интересно поставлен вопрос, не правда ли?
Мне лично кажется, что не грех задуматься и о другом. Я готов поверить в искренность убеждений и чистоту помыслов нескольких десятков людей - идеологов и руководителей казачьего движения. Но все миллионы - плоть от плоти "советского народа", и строить такой массой своеобразную "казачью справедливость" - не очередной ли это социальный прожект, от которых мы уже порядком натерпелись? Что, если современные казаки - всего лишь "легионы сорванцов, у которых на языке "государство", а в мыслях пирог с казенной начинкой" (Салтыков-Щедрин). Подобные сомнения беспокоят не только меня. Поэтому закончу обширной цитатой все из той же статьи в "Российской Газете":
"Казачьи общества (их сотни), как предполагается, будут иметь разветвленную, четко организованную по вертикали структуру управления. При президенте России учреждается федеральный орган государственной власти - Управление по делам казачества. Президент по представлению Правительства РФ назначает войскового атамана. Далее следуют атаманы рангом пониже - вплоть до хуторского... Атаманам потребуются вестовые, писарчуки, кони (то бишь автомобили). Короче, на средства налогоплательщиков тысячи атаманов и прочих есаулов вполне комфортно устроятся в уютных кабинетах, сочиняя уже не коллективное письмо турецкому султану, а околонаучный трактат о возрождении казачества."
Быть казаком и романтично, и патриотично, а теперь и модно. Не дай бог - станет выгодно... Это и будет началом конца казачьего движения.
Иван ЕГОРЧЕВ
The Far East Russian Magazine №2 (октябрь 1995 г.)
Читайте также:
Мы живем в Матрице!
Фолькер Дилль: "Хороших художников всегда мало" /архивная/
Дела криминальные
"ЯПОНИЯ НАУЧИТ ВАС БИЗНЕСУ", - ГОВОРИТ ГОСПОДИН АСАХИ. /архивная/