Дом Гессе в Гайенхофене (справа).
Рисунок углем Гессе или Марии Бернулли
|
Молодого литератора не влекут традиционные артистические пирушки, нарочито
убогие поэтические мансарды и огни больших городов. Он ведет тихую размеренную
жизнь добропорядочного отца семейства и домовладельца в крохотной деревушке
Гайенхофен на берегу Боденского озера.
Жену писателя и мать его троих сыновей зовут Мария Бернулли. Она происходит
из знаменитого базельского математического семейства, старше мужа на девять
лет, носит то же имя, что его покойная мать, и до неприличия походит на
последнюю лицом, осанкой, манерами и болезненной страстью к музыке. Молодая
дама превосходно играет Шопена, неожиданно гармонирующего с непритязательной
обстановкой добротного крестьянского дома с видом на деревенскую церковь.
|
Вилла в окрестностях Берна,
где жила семья Гессе в 1912 — 1919 гг.
Акварель Гессе.
|
Деревенская идиллия, вероятно, была не вполне свободна от внутренних
противоречий. В 1912 году Гессе оставляет Гайенхофен и нанимает дом на
окраине Берна, в котором прежде жил художник Альберт Вельти. Грубоватый
деревенский интерьер сменяется интерьером отточенно артистическим, в традициях
старых мастеров.
Разразившаяся вскоре война отодвигает потенциальное возвращение в Гайенхофен
в неопределенное будущее, а еще через два года становится окончательно
ясно, что возврат к прежней жизни невозможен. Смерть отца, прогрессирующее
умопомешательство жены и тяжелая болезнь одного из сыновей повергают Гессе
в мучительную депрессию. Курс психотерапии, пройденный у ближайшего ученика
Юнга, облегчения не приносит. В апреле 1919 года писатель вынужден поместить
жену в лечебницу для душевнобольных, передать сыновей на воспитание в семьи
друзей и оставить бернский дом.
|
"Casa Camuzzi", Гессе занимал здесь
квартиру с балконом во втором этаже.
Акварель Гессе.
|
В мае 1919 года по приглашению одного из друзей Гессе перебирается
в Тессин, итальянский кантон Швейцарии, в деревушку Монтаньола под Лугано.
В его распоряжение предоставлены две комнаты в верхнем этаже дома, известного
под названием "Casa Camuzzi". Изящное это здание, выстроенное
в XIX в. в стиле барочных охотничьих замков, выведено в рассказе "Последнее
лето Клингзора".
Заметим кстати, что архитектор Камуцци, подобно некоторым другим тессинским
зодчим, впоследствии поступил на службу к императору Николаю I. Он разработал,
в частности, проект Турецких бань (1850—1852 г.) в Екатерининском парке
Царского Села, после того, как от работы отстранился И.Монигетти, стесненный
скудостью выделенных царем средств.
"Casa Camuzzi", деревенский дом–дворец, ранний плод
изощренного воображения одаренного архитектора, соперничает нежной яркостью
красок с пестрым изобилием окружающей растительности и необычными изгибами
линий — с величественными альпийскими массивами. Рожденный в середине лета,
Гессе с младенчества испытывал неутолимую страсть к жаре, югу, ярким краскам.
|