Главное | Бизнес | Технологии | Медиа | Человек | Отдых и увлечения | Быт | Архив | Наша лента

Битломания по воскресеньям ч.6 /архивная/

Глава 5-я.

4 ноября 1963 года - день рождения битломании

Что может быть лучше в эти утренние часы, чем музыка "Битлз"? Даже если вы любите джаз или диско, вы не пожалеете, если послушаете на волне "Радио ВВС - Владивосток Сегодня" (а заодно и прочитаете на страницах виртуального журнала "Культ-Beat") очередной, 6-й выпуск еженедельной музыкальной передачи "Битломания по воскресеньям". Как обычно, ее подготовили для вас автор и ведущий Игорь Кухарь и режиссер Олег Ерастов. Добрый день, уважаемые радиослушатели и поклонники творчества легендарной ливерпульской четверки. Если вы слушали нас неделю назад, то помните, что расстались мы с вами на последнем концерте "Битлз" в клубе "Пещера", состоявшемся 23 августа 1963 года. В истории группы отъезд из Ливерпуля имел первостепенное значение для фанатов "Битлз". Ведь с последним выступлением в "Пещере" для посетителей этого клуба завершилась целая эпоха. К тому времени устремления и помыслы "Битлз" переросли уже скромный подвал на Мэтью-стрит, 8. Музыканты потихоньку перебирались на новое место жительства - в Лондон. А визиты в Ливерпуль теперь сводились только к кратковременному отдыху в перерывах между гастролями, посещению родных и близких, и весьма эпизодических выступлениях в городе своей юности.

"Baby It's You".

Спустя два дня после заключительного концерта в "Пещере" "Битлз" приняли участие в довольно странной программе под названием "Twist And Shout" в Манчестере. А странным было то, что они пели вместе с Брайэном Пулом и его группой "Тремелоуз". Эта лондонская команда подписала контракт с фирмой "Декка" именно в тот момент, когда "Декка" как раз отклонила "Битлз". Руководство этой фирмы, осознав свою промашку с ливерпульцами, проявило куда большее внимание к менее выдающимся музыкантам, каковыми являлись "Тремелоуз". И хотя программа "Twist And Shout" в глазах публики имела самые прямые ассоциации с "Битлз", песню с этим же названием группа Брайэна Пула" только-только записала на "Декке". А вообще жаркое лето 63-го "Битлз" провели в основном у моря: выходные дни в Джерси и Ярмуте, будние - в Маргэйте, вместе с Билли Крамером и его "Дакотами". В августе, за три недели до назначенного срока, корпорация "ЭМИ" исходя из предыдущего опыта, заранее отпечатала 250 000 экземпляров нового сингла "Битлз" с песнями "She Loves You" и "I'll Get You". К середине сентября все было готово к взрыву битломании.

"She Loves You".

В октябре 1963 года на Британских островах царило оцепенение, вызванное политическим скандалом - министр обороны Перфюмо вступил во внебрачную связь с некой Кристин Килер, оказавшейся шпионкой. Именно в это время Туманному Альбиону предстояло пережить еще одно потрясение, правда, уже более приятное, сделавшее Англию на долгие годы законодательницей мод в поп-музыке. Конкурс популярности и респектабельности ведущей музыкальной газеты страны "Мелоди Мэйкер" показал, что по всей Британии читатели считают "Битлз" лучшей группой Англии. Что касается хит-парадов, то в сентябре трижды поднимались на самый верх поп-Олимпа пластинки с композициями в исполнении Джона, Пола, Джорджа и Ринго. Это были альбом "Please Please Me", миниальбом из четырех песен под названием "Twist And Shout" и сингл "She Loves You". Накануне обнародования итогов опроса читателей в "Мелоди Мэйкер", весьма влиятельная в Британии газета "Дейли Миррор" опубликовала первую крупную статью о "Битлз". Целый разворот под броским заголовком "Четыре маленьких лорда, которые зарабатывают 5000 фунтов в неделю" знакомил всю страну с удачливыми музыкантами. Автором статьи был Дональд Зак, знаменитый репортер, специализирующийся на шоу-бизнесе. По иронии судьбы, Брайэн Эпштейн в своем рабочем календаре в эти дни вывел поперек страницы "Битлз" - на отдых. Никаких договоров о концертах!" Менеджер предоставил своим любимцам почти три недели каникул.

"I Wanna Be Your Man".

Итак, пока наша четверка предавалась безмятежному отдыху, Тони Барроу, пресс-атташе "Битлз" настойчиво убеждал Эпштейна отозвать группу с каникул. Ведь Барроу наконец-то удалось растормошить газетчиков с Флит-стрит, цитадели британской прессы, и заинтересовать их в подготовке материалов о ливерпульской четверке, обещающей затмить самого Элвиса Пресли. И если бы они находились в тот момент в Лондоне, то в газетах могла бы начаться рекламная кампания, стимулировавшая бы расширение концертной деятельности "Битлз". Но так или иначе группе нужна была пауза после утомительных поездок по всей Англии, и Эппи не стал нарушать их покой. Все четверо весьма плодотворно провели свое свободное от гастролей время. Харрисон улетел в Штаты, в Сент-Луис, где у Джорджа были родственники и ни одна душа еще ничего не слышала "Битлз". Его это очень устраивало и Джордж мог преспокойненько провести время в столице американского блюза. Ринго и Пол подались в Грецию, прихватив кинокамеры. На родине олимпийских богов два будущих божества поп-музыки осмотрели все достопримечательности Афин, покатались на водных лыжах и очень бурно повеселились на традиционном празднике вина. А Джон Леннон, ставший к тому времени отцом, вместе с Ленноном-младшим, названным Джулианом в честь матери Джона Джулии, и женой Синтией отправился в Париж. По сути, это был их запоздалый медовый месяц. Джону, кстати, Париж очень понравился и показался "чертовски большим ночным клубом". Впервые за все время знакомства с Синтией их отношения достигли гармонии. Еще не став рок-идолом, Джон отдыхал от суеты и неразбирихи в кругу семьи. Это было самое счастливое время для Джона и Синтии.

"There's A Place".

Новости о женитьбе Джона все еще не просочились в прессу. Даже спустя пять месяцев после рождения Джулиана Леннона ни один (!) репортер не сообщил о свадьбе Синтии и Джона. Между прочим, это не значит, что на Флит-стрит не умеют работать. Скорее всего, это свидетельство того, что в газетном мире интерес к "Битлз" до середины осени 1963 года отсутствовал. Любители раскладывать все по полочкам считают официальным днем рождения битломании воскресенье, 13 октября 1963 года. В тот день многие газеты впервые опубликовали фото несметной толпы фанов "Битлз". А вечером того же дня в знаменитейшем лондонском концертном зале "Палладиум" группа дала концерт, за ходом которого по телетрансляции наблюдало 15 миллионов человек. До и после концерта толпы истеричных поклонников осаждали "Палладиум". А на следующее утро еще почти 30 миллионов англичан прочитали в газетах о рождении нового феномена, получившего с чьей-то легкой репортерской руки название, ставшее нарицательным - битломания.

"Roll Over Beethoven".

Перед отъездом на свои первые зарубежные гастроли в Швецию "Битлз" провели несколько необычный сеанс звукозаписи. 20 октября они записали исключительно для официальных членов клуба любителей "Битлз" первую из своих бесплатных рождественских пластинок - она, кстати, была не традиционной жесткой, сделанной из винила, а гибкой. Спустя десять дней группа уже была в столице Швеции. Во время своего первого "звездного" турне Джон, Пол, Джордж и Ринго исполнили перед весьма благодарной скандинавской аудиторией шесть песен - "I Saw Her Standing There", "From Me To You", "Money", "You Really Gotta Hold On Me" и "Twist And Shout". Может, в большинстве своем публика и не понимала, о чем поют четверо парней на английском, но уж музыку, конечно, она поняла и привествовала очень тепло, невзирая на свой нордический характер. Это выступление было специально записано для шоу шведского телевидения под названием "Забегайте на минутку". Во время пятидневного пребывания на земле викингов шведские поклонники "Битлз", подобно британским фанам, толпами осаждали концертные залы и полиции пришлось немало потрудиться, чтобы навести порядок. На одном из выступлений Пол и Джон пережили малоприятное удовольствие в виде электрошока, вызванного коротким замыканием в аппаратуре. К счастью, это ЧП не имело тяжелых последствий и после непродолжительной паузы шоу было продолжено Когда они вернулись на родину, в лондонском аэропорту Хитроу музыкантов встречала многотысячная толпа фанов группы. В результате работа аэропорта была прервана на пару часов.

"Hold Me Tight".

Битломания нарастала и вот, наконец, грянул ее звездный час - это произошло 4 ноября на королевском представлении "Варьете-1963" в лондонском театре принца Уэльского неподалеку от Лейстер-сквер. Дополнительно выделенные пятьсот полицейских сдерживали неспокойную толпу, собравшуюся на Ковент-стрит в предвкушении грядущего шоу. А вот в самом зале, благоухавшем изысканной парфюмерией, не было ни малейшего намека на битломанию. Что, впрочем, никого не удивило - ведь это представление намеревались посетить королева-мать, принцесса Маргарет, лорд Сноудон и другие высокопоставленные особы. Вместе с "Битлз" в концертной программе участвовали Морис Шевалье, Марлен Дитрих, Софи Таккер и другие исполнители. "Битлз" пели после Софи Таккер. В только что сшитых черных костюмах и белоснежных рубашках они исполнили "From Me To You", "Till There Was You" и "She Loves You". Затем, после объявления следующего номера - а это была взрывная "Twist And Shout" - Джон Леннон выдал свою классическую шутку, попросив сидевших на дешевых местах хлопать в ладоши, а тем, кто в роскошном ложе - потрясти драгоценностями. Эпштейн, не ожидавший такого подвоха от своего любимца, съежился, как лопнувший воздушный шар, пока до него не дошло, что царственных особ шутка очень позабавила. Мало того - в королевском ложе все встали в едином порыве и продолжительными аплодисментами приветствовали весельчака и балагура.

"It Won't Be Long".

Это примечательное высказывание Джона, которое он периодически трактовал и ранее, правда, в более грубой форме, попало на страницы практически всех ведущих британских газет. Косвенно это наложило на битломанию своеобразный фирменный знак "С позволения ее величества". И это имело самые радужные последствия - теперь все больше обозреватлей и критиков стали высказываться в поддержку всего, что пели, говорили и делали "Битлз". Этот концерт был стартовым в обширном турне по Великобритани, во время которого им предстояло выступить перед слушателями 30 городов страны. И пока они гастролировали, на фирме "ЭМИ" вовсю кипела работа - печатался очередной, 5-й сингл группы с песнями "I Want To Hоld Your Hand" и "This Boy" тиражом в 500 000 экземпляров. В субботу, 9 ноября, "The Beatles Show", как называлась программа, прибыло в Ист-Хэм. Здесь, в помещении театра "Гранада", их костюмерная была битком набита самыми разными посетителями. Некоторым из них музыканты весьма обрадовались. Джордж Мартин поднял им настроение, сообщив, что на новый сингл уже поступило более миллиона заявок. А ведь пластинка еще не выходила. Еще одним посетителем был драматург из родного Ливерпуля Алан Оуэн, который приехал, чтобы обсудить сценарий первого художественного фильма с участием "Битлз". Был там в тот вечер и Алистар Тэйлор, генеральный менеджер "НЕМЗ Энтерпрайзис". Эту теплую встречу они отметили старым добрым шотландским виски. Особенно взбодрило всех сообщение Мартина - подобного не было еще в истории британской поп-музыки. Леннон тут же сострил: "А не получится так, что все пластинки продадут за два дня и мы пробудем в хит-параде всего лишь неделю?" На самом же деле сингл "I Want To Hold Your Hand" сменил на первом месте "She Loves You" и держался там пять недель кряду. Всего же в списках популярности он пробыл пять месяцев подряд!

"I Want To Hold Your Hand".

Этот сингл вышел 29 ноября, а неделей раньше, в пятницу, 22 ноября, на прилавках музыкальных магазинов появился второй альбом группы, который носил непритязательное название "Вместе с "Битлз". Его отпечатали тиражом в 250 000 копий и это было мировым достижением. Они потеснили самого Элвиса Пресли с его пластинкой "Голубые Гавайи", удерживавшей несколько лет пальму абсолютного первенства с тиражом 200 000. Пророческие слова Эпштейна сбылись. Тем временем почти 26 миллионов британцев посмотрело по телевидению концерт "Битлз" в королевском варьете. Казалось невероятным, что всего лишь год назад Брайэн чуть ли не на коленях упрашивал представителей манчестерской телекомпании "Гранада телевижн" отснять выступление группы в "Пещере". Теперь от приглашений выступить в телеэфире не было отбоя. Разумеется, многочисленные звонки и письма поклонников "Битлз" на телевидение дали повод для многочисленных телеповторов передач с участием ливерпульской четверки. В первое воскресенье декабря 1963 года они записали две больших программы для Би-Би-Си. Аудитория в студии состояла целиком из официальных членов клуба любителей "Битлз". Фаны присутствовали при записи концертной части программы, а затем наблюдали, как Джон, Пол, Джордж и Ринго заняли председательствующие места в специально подготовленном выпуске передачи "Juke Box Jury". В этой еженедельной субботней музыкальной передаче участвовали знаменитые люди, высказывавшие свое мнение о музыкальных новинках. Ее всегда смотрело много людей, но выпуск с участием "Битлз" побил все рекорды по числу зрителей, собравшихся у телевизоров! "All My Loving".

Турне "The Beatles Show" закончилось в пятницу, 13 ноября 1963 года, в Саутгемптоне. В историю популярной музыки оно вошло как одна из самых бурных серий концертов когда-либо устраивавшихся в Британии. И, вне всякого сомнения, самая достойная по части внимания. Массовая истерия на городских улицах и визжащие толпы сконцентрировали на себе пристальную и неуемную заинтересованность национальных и местных газет. Впоследствии "Битлз" уже не смогли воскресить волшебство этого рекордного марафона, хотя они снова отправились в гастрольную дорогу 11 месяцев спустя, когда пик битломании уже пошел на убыль. К тому времени и публике, и репортерам уже хорошо были знакомы сцены на самих концертах и перед выступлениями. Привыкли и блюстители порядка, чинно выстраивавшиеся в ряды, дабы подавить любые вспышки в самом зародыше. В любом случае, по истечении года, отношение прессы к "Битлз" изменилось. Хвалебные песни были спеты, превосходные степени прилагательных затерли до дыр. Тех, кого газеты и ТВ возносят на пьедестал, так же бесчестно и теми же руками пытаются с него сбросить, когда смена курса увеличивает тираж и рост числа телезрителей. Самой верной политикой на будущее становится теперь поиск успеха за рубежом. И суток не прошло после Саутгемптонского концерта, как "Битлз" выступили в теннисной мекке Англии Уимблдоне. Знаменитый танцевальный зал "Пэлис" в этом южном лондонском предместье был очень странным местом для проведения встреч с членами официального клуба любителей "Битлз". Вся процедура была устроена с фантастической поспешностью. Тысячам мерсисайдским битломанам бесплатно выдали билеты, затем Джон, Пол, Джордж и Ринго дарили всем у стойки бара автографы. А затем дали небольшой концерт.

"All I've Got To Do".

Для миллионов молодых британцев рождество, которое венчало 1963-й год, осталось в памяти как самое битловское. В декабре в списках популярности находились все синглы и два альбома "Битлз", а также два мини-альбома, включавшие по четыре песни. Вместе с ними в хит-парады попало и посвящение "Битлз" в исполнении комедийной актрисы Дорис Брайэн под названием "На рождество я вам желаю только "Битлз". По официальным данным к тому времени количсетво проданных пластинок достигло 4 миллионов экземпляров. Магазины и киоски спешно торговали наскоро отштапованными товарами с символикой группы - от ботинок и париков до открыток и брелоков. Сами музыканты, правда, от этой первой коммерческой вспышки почти ничего не имели. Эпштейн был против использования имя группы в таких целях, а клуб любителей "Битлз" функционировал строго как информационное бюро, а не сувенирная лавка. Лишь один раз Эппи устроил через клуб розничную распродажу шерстяных свитеров с битловской символикой и двухцветными значками к ним в честь рождества. А рождество выдалось для наших героев напряженным - концерты следовали один за другим.

"Devil In Her Heart".

Ну а газеты в канун 1964 года изо дня в день пели дифирамбы стремительно прогрессировавшей четверке из Ливерпуля. Так, "Обсервер" поместила рисунок, изображавший богиню плодородия, напоминающее гитару с такой подписью: "Гитара в качестве символа секса за 4800 лет до эры "Битлз". "Санди Таймс" расхваливала "Битлз" за вклад в развитие разговорного английского языка. Даже газета коммунистов "Дейли уоркер" не оставила "Битлз" без внимания - "Голос Мерсисайда - это голос 80 000 домов-трущоб и 30 000 безработных", вложив в эту фразу довольно странную метафоричность. Ну а наиболее серьзными были публикации, принадлежавшие солидным музыкальным критикам. Уильям Ман в "Таймс" от 27 декабря заявил следующее: "К выдающимся английским композиторам уходящего года следует, по-видимому, отнести Джона Леннона и Пола Маккартни. Их песни - наиболее выразительные, полные воображения примеры стиля, рожденного в Мерсисайде. Они внесли свежую струю в жанр музыки, над которым нависла опасность вообще перестать называться музыкой". Другой критик, Ричард Баклс, писал два дня спустя в "Санди Таймс": "Маккартни и Леннон стали величайшими композиторами со времен Бетховена", от чего Бетховен, вполне возможно перевернулся в могиле, хотя сравнение явно некощунственное. Ибо спустя почти 30 лет музыку Пола и Джона введут в общеобразовательный курс английских начальных школ.

"Not A Second Time".

Поскольку Британия была уже покорена, предприимчивый Эппи занялся изучением американского музыкального рынка. Он договорился о двухнедельной концертной поездке в Штаты в феврале 64-го. Одновременно Брайэн окончательно решил перебраться в Лондон и перевести туда штаб-квартиру "НЕМЗ Энтерпрайзис". Уже всем стало ясно, что "Битлз" переросли уровень провинциальной группы и им пора осесть в столице, ибо в Лондоне были сосредоточены все киты шоу-бизнеса. К тому же у Пола начался роман с театральной актрисой Джейн Эшер, жившей в столице. Причем, как ни странно, репортеры прознали об этом раньше, чем о свадьбе Джона и Синтии. Став знаменитыми и перебравшись в Лондон, они все равно еще не знали, какой ошеломляющий мировой успех ждет их впереди. В конце 1963 года ни Джон с Полом, ни Ринго с Джорджем даже не подозревали, что их имена станут бессмертными в музыке и займут место вровень с Бетховеном, Моцартом и Стравинским. Они просто хотели стать удачливой поп-группой - не более того. А вышло все гораздо сложнее, лучше и драматичнее. Подводя итоги уходящего 63-го, газета "Нью-Мюзикл экспресс" опубликовала свой традиционный опрос читателей. "Битлз" стояли на первом месте, набрав 18 623 голоса. Вторую позицию занимала американская группа "Эверли Бразерс", в активе которой было 3232 балла.

"Hold Me Tight".

Оставив "Битлз" на пороге 1964 года, расстаемся и мы с вами, уважаемые радиослушатели. 6-й выпуск еженедельной музыкальной передачи "Битломания по воскресеньям" подошел к концу. Его подготовили и провели автор и ведущий Игорь Кухарь и режиссер Олег Ерастов. Следующая встреча ровно через неделю на волне "Радио ВВС - Владивосток Сегодня". Всего наилучшего!

Культурологический журнал КультBeat

Остальные выпуски:

ч.1 - ч.2 - ч.3 - ч.4 - ч.5 - ч.6 - ч.9 - ч.10 - ч.11 - ч.12 - ч.13 - ч.14 - ч.15

Читайте также:

Мы живем в Матрице!
ТОП-5 сериалов, повлиявших на массовую культуру
Лучшие фильмы 2012 года на фестивале «Время. Родина. Кино»
«Аргументы и факты» меняются вместе с руководством