Главное | Бизнес | Технологии | Медиа | Человек | Отдых и увлечения | Быт | Архив | Наша лента

Битломания по воскресеньям ч.9 /архивная/

Глава 9-я.

Рыцари ордена Британской империи

Как сказал когда-то классик: "зима, битломаны торжествуют". И это вполне естественно - ведь у них начинается очередная встреча на волне "Радио ВВС - Владивосток Сегодня" (и виртуального журнала "Культ-beat") со старой доброй музыкой любимого ансамбля, давно признанного лучшей группой всех времен и народов. В нашем виртуальном эфире - 9-й выпуск еженедельной музыкальной передачи "Битломания по воскресеньям". Здравствуйте, уважаемые поклонники музыки 60-х! У микрофона автор и ведущий Игорь Кухарь, в студии - режиссер Олег Ерастов. Ну а у радиоприемников - вы, наши верные слушатели. Очередной выпуск "Битломании по воскресеньям" мы начнем с того, что напомним о существовании Пита Беста, которого 18 августа 1962 года заменил за ударной установкой с надписью "Битлз" на басовом барабане Ринго Старр. Минуло более двух лет после изгнания Пита из группы. Все это время он играл в разных ливерпульских ансамблях, названий которых не вспомнит уже никто. Исходя из этого вывод напрашивается сам собой: путь Пита Беста в шоу-бизнесе не был усеян лаврами и в 1965 году он навсегда покончил с рок-музыкой. Женился, завел двух детей и устроился на работу в пекарню, зарабатывая по 18 фунтов в неделю. Он всем напомнил о своем существовании в 80-е годы, когда опубликовал в вечерней ливерпульской газете "Новости мира", выходящей тиражом 800 000 экземпляров, свои мемуары. А чуть позднее и - отдельную книгу воспоминаний о своем пребывании в составе "Битлз". Даже по прошествии многих лет Пита Беста не покидает чувство уязвленного самолюбия и обиды. Ведь и он мог стать знаменитым на весь мир...

"That Means A Lot".

Конец уходящего 1964 года приумножил лавры нашей четверки. Так, например, известное лондонское нотное издательство Айвора Новеллоу присудило "Битлз" сразу пять наград. Джон и Пол стали лауреатами как композиторы, чьи песни чаще всего передавали по радио. Первой в этом списке стояла "She Loves You". Она же получила награду как песня, пластинка с записью которой была распродана наивысшим тиражом и в самые кратчайшие сроки. Вторым произведением в этом же списке стояла баллада Леннона - Маккартни "All My Loving". А другое издательство, Карла Аллена, отметило группу как самую выдающуюся в 1964 году и за самое лучшее исполнение песни. И этой песне опять-таки была "She Loves You". А все вместе - "Битлз", Брайэн Эпштейн и Джордж Мартин - получили от фирмы Карла Аллена весьма почетную награду "За выдающиеся заслуги перед отечественной музыкой". Естественно, под словом отчественная надо понимать британская. Впервые в конце уходящего года англичане принимали новогоднее поздравление не только от королевы Елизаветы Второй, но и от ансамбля "Битлз". Такой чести удостаивались далеко не все звезды шоу-бизнеса. А в первые дни нового, 1965-го года, пришло сообщение из-за океана - из семи традиционных премий, вручаемых в США по итогам года минувшего, четыре достались "Битлз". Наград удостоились произведения Джона и Пола под названиями "I Want To Hold Your Hand", "Can't Buy Me Love", "A Hard Day's Night" и "I Feel Fine". Единственное, что огорчило встречу нового года - это очередной приступ танзелита у Ринго.

"If Yoy've Got Troubles".

Пост-новогодние дни отдыха не помешали Джону выступить на радио Би-Би-Си 9 января со своими новыми поэмами. Месяц спустя, 11 февраля, вдвое возросла численность женатых "Битлз". В этот день расстался с холостяцкой жизнью и Ринго Старр. Его избранницей стала Морин Кокс, с которой они общались уже довольно долго. На свадьбе присутствовали все, кроме Пола - тот отдыхал в Штатах. А посаженным отцом был, естественно, Брайэн Эпштейн. Ну а 22 февраля наша четверка в полном составе вылетела на Багамы - здесь начались натурные съемки второго фильма с "Битлз" в главных ролях. Как мы говорили неделю назад, его поначалу решили назвать "Восемь рук тебе в помощь". Именно так первоначально именовалась композиция "Eight Days a Week" ("Восемь дней в неделе") из альбома "Beatles For Sale" и посвященная Брайэну Эпштейну. Режиссером вновь был Дик Лестер, сценарий написали Марк Бем и Чарльз Вуд. А название, как и год назад во время работы над лентой "A Hard Day's Night", вновь придумал Ринго. Когда снимали эпизод с тигром и свирепый хищник появился на съемочной площадке, вся четверка от испуга попадала на земь с криком "Help!" - "На помощь!" Так фильм и назвали - "Help!"

"Help!"

Фабула сюжета вновь была проста - Ринго, большой поклонник всяческих перстней, раздобыл кольцо более чем драгоценное. Это был жертвенный перстень с огромным рубином какого-то восточного племени, без которого нельзя было совершать кровавое жертвоприношение богине Каили. "Нет жертвы - нет паствы, нет паствы - не нужны жрецы", - заключает верховный жрец племени и с группой захвата отправляется на Британские острова, где и начинается умопомрачительная погоня за четверкой музыкантов. Сюжет организуется по принципу поп-артовского коллажа: к погоне присоединяется парочка ученых, инспектор Скотланд-Ярда, действие переносится из восточного ресторана в ювелирный магазин, с военного полигона в королевский дворец, из Англии в Австрию и на Багамские острова. Герои убегают, плавают, улетают, катаются на лыжах и велосипедах, прячутся, дерутся и, разумеется, поют. Фильм перенасыщен гэгами, каламбурами, скетчами, цветовой чересполосицей и пародийным юмором на кинодетективы тех лет. Нынешний зритель, пресыщенный компьютерными видеочудесами, и тот поразится буйству режиссерской фантазии. Однако на сей раз, в отличие от фильма "A Hard Day's Night", Дику Лестеру не удалось избежать ловушки - главные герои на фоне всего калейдоскопа приключений выглядели просто марионетками. Несмотря на изобретательность режиссера и новые блестящие песни, успех фильма "Help!" уже был не тот, что год назад у картины "A Hard Day's Night". Может быть, в этом был повинен сам режиссер - ведь именно в 1965-м году Ричард Лестер снял фильм "Сноровка и как ее приобрести", получивший главный приз Каннского кинофестиваля, и не сильно себя утруждавший работой над лентой "Help!", пойдя по проторенной дорожке? А может и публика уже привыкла к битломании и особого буйства на кинопросмотрах не выражала. Тем не менее эта киноработа "Битлз" оказала заметное влияние на многие последующие музыкальные фильмы и театральные постановки, например, на мюзикл Боба Фосса "Милая Чарити", рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда" и "Эвита", и, конечно, на фильм Кена Рассела "Томми".

"You've Got To Hide Your Love Away".

В перерывах между съемками "Битлз", как обычно, давали концерты. В апреле они приняли участие в грандиозном шоу, проводившемся в огромном спортивном зале "Эмпайр-пул" в Уэмбли. Теперь группа выступала в основном на стадионах, ибо концертные залы были не слишком вместительными. 12 июня в жизни Джона, Пола, Джорджа и Ринго произошло еще одно, очень даже примечательное, событие. Из Букингемского дворца пришло известие о награждении четверки музыкантов орденами Британской империи пятой степени. Эта новость вызвала нешуточный ажиотаж в деловых, аристократических и политических кругах английского общества. Высший свет был попросту шокирован - впервые в истории Соединенного Королевства правительственные награды получают поп-музыканты. Члены палаты лордов заявили, что это подрывает престиж ордена. Крайне правые газеты возмущались: "Битлз" проникли в ряды истэблишмента". Им вторила коммунистическая печать, к примеру, газета "Дейли Уоркер": "Поп-музыканты, кричащие в микрофон всякую несуразицу, получают национальную награду!" Усиленно муссировались слухи, что награждение "Битлз" - результат протекции со стороны членов королевской семьи. Многие кавалеры ордена Британской империи в знак протеста начали в гневе возвращать свои награды в Букингемский дворец. Недовольными и разочарованными были и тинэйджеры: их любимые "Битлз" продались богачам.

"The Night Before".

Шумиха, поднятая из-за награждения "Битлз" высокой государственной наградой, объясняется просто. Орден Британской империи обычно вручался за заслуги перед обществом на социальном или политическом поприще, либо за воинскую доблесть. Художественные, спортивные или какие-либо другие профессиональные достижения этой наградой до сих пор не отмечались. "Битлз" же были-таки удостоены этой чести, во-первых, потому что они стали социокультурным явлением, сильнейшим образом изменившим лицо английского общества, а также его роль в мире. Во-вторых, за то, что они постоянно пополняли английскую казну. Только на Британских островах доход от продажи пластинок группы составил к тому времени свыше 50 миллионов фунтов стерлингов. К этой сумме надо приплюсовать и огромные отчисления с гонораров "Битлз", которые они получали как на родине, так и за рубежом. Брайэн Эпштейн был очень горд, что его группа завоевала столь широкое общественное признание. Зато Джон поначалу воспротивился и даже не хотел принимать орден: "Нам это награждение казалось еще более нелепым, чем всем остальным. За что нам такие почести?" Но потом все вместе подумали и пришли к выводу, что это еще одна мелочь в игре, которую они согласились играть: "Мы ничего не теряли и не отказались назло тем, кто выражал простест", - заявил Джон.

"Tell Me What You See".

Пока в Англию продолжался весь этот переполох, Брайэн от греха подальше отправил своих питомцев на гастроли в Европу. Концерты турне должны были состояться в девяти городах Франции, Италии и Испании. Увы, эта поездка показала непрочность битло-музыкальной империи. Французы, как и в прошлом году, встречали "Битлз" сдержанно. Рим, вечный город, готовился к встрече с посланцами Ливерпуля напряженно - в аэропорт снарядили 150 карабинеров, дабы избежать беспорядков со стороны фанатов. А вот фанаты взяли и подкачали - их почти не было. Наша четверка пребывала в некотором трансе, ибо привыкла уже к шумной эйфории. И даже темпераментные испанцы не скрасили общей, не очень радостной картины. А все объяснялось тем, что Европа, за исключением Швеции и Германии, оказалась в своеобразной мертвой зоне организаторской деятельности Эпштейна. Евровидения еще не существовало, а пластинки выходили огромными тиражами только в Британии и Штатах - в странах Старого Света тиражи были куда скромнее. Эппи пытался успокоить своих парней: мол, в Европе пора летних отпусков, все едут к морю и прочее. Но Джон, Пол, Джордж и Ринго, засомневавшиеся в своей непревзойденности, решили ускорить и без того быстрый темп в развитии ситуации. Для начала Леннон потряс устои старушки-Англии своей новой книгой "A Spaniard In The Works". Она содержала всякие басни, небылицы, стихи и фантазии Джона. А главное - книга изобиловала остроумными языковыми неологизмами и бессмыслицами. Это были абсурд и черный юмор в чистом виде.

"It's Only Love".

Не успели британцы оправиться от шумихи с орденами и переварить новое литературное творение Джона, как на экраны кинотератров страны вышел фильм "Help!" На премьере в лондонском кинотеатре "Павильон" 29 июля 1965 года присутствовали как обычно "Битлз", принцесса Маргарет и лорд Сноудон. Весь кассовый сбор с премьерного просмотра пошел в благотворительные фонды. Фильм всем понравился. Критики отмечали работу опратора и хвалили "чаплинскую" игру Ринго. Сам Ринго, правда, утверждал, что это была "ринговская" игра. Заодно подчеркивалось, что и в первом, и во втором фильмах "Битлз" заявлена "новая утонченная эстетика ироничного поведения молодых людей 60-х годов, развитая потом в новой волне". Сразу после премьеры группа выступила в телепередаче, организованной компанией Эй-Би-Си. А 6 августа вышел в свет и альбом "Help!" Пластинка включала семь песен из фильма, четыре новых, написанных Джоном и Полом, еще одну свежую композицию, автором которой был Джордж, и два произведения других авторов. Из всех 14 номеров особняком стоит лирическая баллада Пола "Yesterday". Он сочинил мелодию еще в начале года и условно назвал ее "Яичница", поскольку в тот момент готовил себе завтрак. Но на такую красивую музыку текст про приготовление жаренных яиц как-то не ложился. Джорджу Мартину мелодия очень понравилась и он предложил записать ее без участия Джона, Джорджа и Ринго. Полу аккомпанировал при записи струнный квартет студийных музыкантов. После выхода альбома песню "Yesterday" записали и исполнили в общей сложности более двух тысяч различных исполнителей. Но самой лучшей интерпретацией все-таки было первое исполнение.

"Yesterday".

13 августа "Битлз" отправились в очередное, третье по счету, американское турне. Именно к этому дню фирма "Кэпитол" приурочила выпуск в Штатах альбома "Help!" В отличие от английского издания эта пластинка содержала только семь песен из фильма и еще несколько инструментальных обработок песен "Битлз", звучавших в также в киноленте. Диск на девять месяцев возглавил хит-парады США. Гастроли же вновь начались с пресс-конференции, правда, в отличие от первого визита в Новый Свет на сей раз "Битлз" были несколько раздраженными и даже агрессивными. Ибо их изрядно достала уже вся эта возня вокруг них. Ответы на вопросы были лаконичны, и, естественно, не лишенными остроумия. Например, "Почему не женятся Пол и Джордж?" Отвечал Ринго: "Потому, что женаты Джон и я". И так далее. В Нью-Йорке наша четверка снова записалась для телевизионного шоу Эда Салливана, которое транслировалось на всю страну 9 сентября, после того, как гастроли "Битлз" уже завершились. 15 августа состоялся грандиознейший концерт на нью-йоркском стадионе "Ши". На нем собралось 56 тысяч зрителей и 1600 полицейских. За полчаса ансамбль исполнил двенадцать композиций. Этот концерт был заснят на пленку с помощью тринадцати телекамер для последующего показа. Полчаса работы на стадионе "Ши" сделали Джона, Пола, Джорджа и Ринго богаче на 160 тысяч долларов.

"Dizzy Miss Lizzy".

Во время третьего американского тура ансамбль дал 12 концертов в Нью-Йорке, Торонто, Атланте, Чикаго, Хьюстоне, Миннеаполисе, Портленде, Лос-Анджелесе, Сан-Диего и Сан-Франциско. И везде повторялось одно и тоже: усиленные наряды полиции с водометами наготове, толпы любопытных, выстроившихся по обеим стороная улицам, когда там проезжали музыканты, толпы репортеров и фотографов, шум, крики, свист... На концертах же не помогали даже усилители - настолько громко вопили поклонники. Пресс-конференции были скучными и утомительными. Спрашивали обо всем. Битлы отвечали как бойцы, закаленные в политических стычках. Иногда они позволяли себе делать смелые политические заявления. Так, например, Маккартни как-то раз сказал: "Я думаю, что когда-нибудь негры возьмут власть и заставят белых страдать так же, как страдают они сейчас". Тогда же Ринго добавил, что они никогда не будут выступать в ЮАР из-за политики апартеида. На высокомерный вопрос одного журналиста, считают ли музыканты награждение их орденами Британской империи справедливым, Джон ответил: "Многие полагают, что ордена должны получать только за боевые заслуги. Но на войне ведь убивают людей. Мы же их развлекаем. Следовательно, мы вполне заслуживаем награду".

"You Like Me Too Much".

В конце этого изнурительного турне, в котором отдыхом для наших героев служили только бильярд, карты или рулетка, "Битлз" надумали взять тайм-аут на шесть дней для восстановления сил. Для этого они сняли коттедж неподалеку от Лос-Анджелеса, над обрывом глубокого каньона. Здесь они надеялись отдохнуть в тишине, подальше от битломанов. Не тут-то было. Хоть полиция и перекрыла доступ к коттеджу, находились безумцы, которые лезли по отвесной скале. Некоторые срывались, а одна девушка добралась-таки до коттеджа в полубессознательном состоянии, изможденная и израненная. Пришлось срочно вызывать врача, давать автографы и выпроваживать ее к родителям. Отдыха как такового не получилось. Все эти дни параллельно шли переговоры с Элвисом Пресли об очередной встрече "Битлз" и короля рок-н-ролла. Поскольку Элвиса тоже донимали поклонники, переговоры велись в строжайшей тайне, будто речь шла о шпионской акции. На встрече же Элвиса и "Битлз" разрешили присутствовать только Брайэну Эпштейну и Мэлу Эвансу. Никаких репортеров и фотографов допущено не было. Это событие, произошедшее 27 августа 1965 года, знаменательно тем, что "Битлз" и Элвис не просто провели вечер за бокалом вина, а музицировали и даже сделали совместную запись нескольких композиций. Но ни при жизни Пресли, ни после его смерти в 1977 году, эти пленки так и не увидели свет. Несмотря на все усилия специально нанятых агентов американских, британских и прочих звукозаписывающих корпораций, установить местонахождение этих записей не удается и по сей день. А их стоимость ныне исчисляется миллионами долларов...

"Ticket To Ride".

31 августа 1965 года "Битлз" дали заключительный концерт своего американского турне в Сан-Франциско и отправились на родину. Дома их ждали приятные новости. 13 сентября у Ринго родился сын - первенца окрестили Заком. А на 26 октября был назначен прием у королевы для вручения им орденов Британской империи. И как бы не петушились фанаты, как бы не ерничали и скоморошничали газетчики, многовековая английская традиция почитания королевы глубоко укоренилась в сознании обитателей Британских островов. Церемония вручения прошла торжественно-официально, как и подобает подобным мероприятиям. После чего "Битлз" поприветствовали многочисленных фанов, выйдя на балкон королевского дворца. Не было никаких эксцессов со стороны публики. На следующий день принцесса Маргарет, глядя на снимок четверки с орденами, опубликованный в "Таймс", сказала: "Мне кажется, что этот орден по праву должен был получить и мистер Эпштейн". Должен-то должен был, но так и не получил...

"I Need You".

А тем временем на студии Джорджа Мартина, что на Эбби-роуд, вовсю шла работа над новым, шестым по счету альбомом группы, который назывался "Rubber Soul" - "Резиновая душа". Лето 1965 года стало переломным в истории рок-музыки: из чисто развлекательной она превратилась в серьезное искусство. Появилось немало исполнителей, которые олицетворяли эти перемены. Например, американская команда "Бердз". Именно в этот период Боб Дилан сменил акустическую гитару на электрическую. А в хит-парадах стали появляться принципиально новые по содержанию композиции других групп: знаменитая "Satisfaction" незабвенных "Роллинг Стоунз", "Мистер Тамбурин Мэн" тех же "Бердз", и прочие, далеко не танцевальные по содержанию произведения. На этом фоне "Twist And Shout" и "Dizzy Miss Lizzy" в исполнении загнанных гастролями битлов воспринимались как-то несерьезно. И 12 октября они начали писать свой новый альбом, сочинив в первый же день заглавную композицию - "Rubber Sоul". Правда, в пластинку они ее не включили. Зато новаторских решений в "Резиновой душе" было с избытком.

"Norwegian Wood".

Увы, время торопит нас расстаться и поэтому разговор об альбоме "Rubber Soul" мы продолжим семь дней спустя. В следующее воскресенье автор и ведущий программы "Битломания по воскресеньям" Игорь Кухарь и режиссер Олег Ерастов вновь ждут на волне "Радио ВВС - Владивосток Сегодня" в это же время. Всего наилучшего, пока!

 

Культурологический журнал КультBeat

Остальные выпуски:

ч.1 - ч.2 - ч.3 - ч.4 - ч.5 - ч.6 - ч.9 - ч.10 - ч.11 - ч.12 - ч.13 - ч.14 - ч.15

Читайте также:

Мы живем в Матрице!
Дэвид Духовны на работе и дома
Эвелина Блёданс
Из-за кулис театров Москвы